"У нас обычно не вполне понимают, в чем проблема с цензурой и авторитаризмом. Граждане часто считают, что авторитаризм - это когда подозрительных личностей прижали к ногтю, зато страна развивается, заводы дают продукт. Принял с сохой, оставил с бомбой и т.п. В этой логике человеческие страдания становятся "платой за величие страны". Условных чеченских геев, может быть, и жалко, но зато на Кавказе стабильность", - пишет обозреватель и преподаватель НИУ ВШЭ на своей странице в Facebook.
"Но в реальности авторитаризм - это не только про насилие и цензуру, но и про вранье. Дело не в том, что он "жестокий, но эффективный", а в том, что это фейк. Хороший пример сейчас связан с поисками экономического роста в России. Начальству очень хочется экономического роста, чтобы ощутить последствия единственно верного выбора в 2014 году. Роста хочется, но его нет.
Тогда меняют руководство Росстата, переподчиняют его министру-оптимисту Орешкину, и вот рост найден. В начале года под два процента, через месяц уже больше двух. Авторитаризм так устроен, что в нем главное отчитаться перед начальством и понравиться ему. В него конструктивно встроена потемкинская деревня.
Вчерашняя новость: автору учебника по экономике для старшеклассников Игорю Липсицу предложили переписать текст так, чтобы "вопросы способствовали любви к родине", а в конце были описаны перспективы "экономического прорыва" через импортозамещение. В авторитаризме никого не интересует, что происходит на самом деле, главное, чтобы начальство не сердилось.
Я вчера наблюдал за совещанием, где двадцать умных профессионалов пытались как-то облагородить ту кучу мусора, которую породил сенатор Клишас в виде законопроекта по борьбе с фейк-ньюз в СМИ.
Собравшиеся рассуждали в том ключе, что политическая обстановка такая, что не принять этот мусор в качестве закона точно не получится, но зато можно постараться в нем заранее обустроиться и провести реновацию.
Авторитаризм - это когда все понимают, что делают глупость, но ссылаются на обстоятельства непреодолимой силы".