"Тема московских муниципальных выборов затихла вопреки героическим усилиям и либеральных, и провластных СМИ ее гальванизировать. Разминали ее всю весну разные интересующиеся люди, разминали, а теперь все. Выборы в муниципальные депутаты перестали быть интересными от слова вообще", - пишет политолог в Facebook.
Почему? Думаю так:
1. Мысль о том, что победитель, у которого будет свой список успешных мундепов, "выдвинет кандидата в мэры Москвы", взвешена на весах и признана легковесной. С чего мы вообще – перед президентскими, традиционно меняющими правила игры выборами, - решили, что останется фильтр, как он есть сегодня, или выборы главы Москвы будут прямыми вообще? Заявленные с помпой оппозиционные списки – Кац, Гудков, Богданов, Бог весть кто еще – ушли в небытие либо в летаргию-преднебытие;
2. Главный московский политический анфан террибл Навальный интереса к этим выборам не проявлял с самого начала. Он решает онтологические вещи, расходясь с преступным режимом по аграрному вопросу, а вовсе не толкает тысячу глубоко презираемых им людей в какие-то мундепы; Единственный раз в 2017 году он слегка возбудился по поводу Москвы, когда антиреноваторы показали, что они тоже оппозиция, – но "тоже оппозиция" быстро слилась, и интерес ревнивый Леша утратил сразу;
3. "Тоже оппозиция", один из самых одновременно перспективных и бездарно про, скажем так, терянных проектов, вышла вдруг в высшую лигу, сыграла один раз, увидела, что тут бьют по ногам сзади, матерятся с трибун, а в раздевалках колют допинг, и вернулась в дворовый футбол. Где у нее "своя атмосфера", любимые пятиэтажки и ненавидимая в бложиках Ракова.
4. Успешная же муниципальная оппозиция утратила с 2012 года былой задор. Эти люди - очень достойные кстати - шли "во власть" на волне Болотного протеста. Они хотели - некоторые искренне - участвовать в управлении городом, менять жизнь своего района, а через нее город и страну и прочая, прочая. Однако выяснилось, что "во власть" - это куда угодно, кроме как в московские муниципалитеты. Власти нет, денег нет, зато спрашивают с тебя, как будто ты самая настоящая власть. Энтузиазм поблек. Куча народу, бывшая в оппозиционных мундепах, даже не выдвинулась. Молодая жизнь дороже скуки смертной и вялых конфликтов с главой управы.
"Муниципальный депутат в Москве - это одно из последних мест на земле, где активный человек участвует в управлении городом", - вот вывод одного моего товарища мундепа с Болотной, которому совершенно нет оснований не верить;
5. Мэрия, чутко уловив смену настроений в стае своих оппонентов, тоже решила расслабиться. И выпустила бюджетников - учителей\врачей, чьей главной задачей, по всей видимости, будет профилактика любого интереса или живой активности даже со стороны "лояльной" общественности. Бюджетники - вечный спутник скучных выборов. "Если нет оппонентов - зачем устраивать шоу? Выпускайте Берлагу! - Кого именно? Завуча или начмеда? - Обоих", - взгляд у Тверской, 13, конечно, варварский, но верный.
Итак, несмотря на все угрозы, на все обещания "дать бой", на все "предчувствия" и митинги, система МСУ в Москве возвращается в то состояние, которым ее наделил Лужков Ю. М. Быть придатком системы государственной власти. А тут еще и довыборы в Ярославле подоспели с их великой явкой в 6,5%.
То есть любая двузначная явка в Москве, может, и будет интерпретирована как успех и торжество интереса общества к выборам. Вот и возникают статьи вроде вчерашней ведомостной: "Высокая конкуренция при низкой явке".
Мой прогноз - явка будет 11-15%. В каждом пятимандатном округе пройдут один-два оппозиционера, что в среднем по больнице (а заодно школе и собесу) даст ЕР 60-80% мандатов. И все будут счастливы. И Кац, и Тверская 13, и Гудков".