"7.10.17 государственные и прогосударственные СМИ соревновались в изъявлении верноподданнических чувств по случаю полукруглого юбилея вождя. Конкуренция была жесткая. Сегодня, на 17-м году пребывания Путина у власти, крайне трудно сказать нечто, что может превзойти признания в вечной любви к президенту, которые наговорили бесчисленные холуи за все эти годы", - пишет колумнист "Ежедневного журнала".
"Не могу утверждать, что посмотрел все или хотя бы значительную часть того, что написано и сказано о Путине в эти дни, но из того, что видел, мне больше всего запомнилась статья Дмитрия Смирнова и Алексея Осипова в "Комсомолке" от 7.10.17 "Юбилей Владимира Путина: человек, который развернул страну". Подвиги Путина иллюстрирует большая карта России, на которой отмечено то, что построено при Путине. И то, что еще будет построено, тоже отмечено. Например, Крымский мост, про который авторы статьи пишут, что "его раньше не было. Да и самого Крыма у нас раньше не было".
Основная мысль статьи изложена, как и положено, в конце. "Вы наверняка ездите по мостам, ходите на стадионы, тратите электричество - пользуетесь многим, созданным страной при Путине", - с некоторым упреком в неблагодарности напоминает читателю "Комсомолка". И уже прямо требует пересмотреть свою свинскую позицию: "Вы привыкли к этому..."
В минувшем столетии в нашей стране было два развитых прижизненных культа: Сталина и Брежнева. Ядром обоих была традиция благодарить вождя за все. Лозунг "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" впервые пронесли участники парада на Красной площади 6.06.1936. Идея понравилась, и вот уже в "Правде" от 23.09.1937 выходит передовица "Счастливые дети эпохи Сталина", в которой фраза про "спасибо" является главной.
Культ Брежнева был ремейком культа Сталина и, как большинство ремейков, отдавал пародией. Благодарность начальству за все на свете теперь было принято высказывать так: "Спасибо за (тут следовало объяснить, за что именно высказывается благодарность) родному ЦК и лично товарищу Брежневу!". Культ Брежнева был совершенно "надувной", искусственный и чисто аппаратный. Впрочем, и сотрудники аппарата в неофициальной обстановке рассказывали анекдоты про четырехзвездного героя, называли генсека "бровеносцем" и смеялись над тем, как он, Брежнев, решал судьбу 2-й мировой на "Малой земле", в то время как другие отсиживались в окопах Сталинграда. При Брежневе стало модным бравировать сталинизмом, которым хвастали, выставляя себя чуть ли не диссидентами. Сталинисты любили повторять слова Шолохова: "Да, был культ, но была и личность!" Аппаратный холуяж вокруг Брежнева уже при его жизни называли "культом без личности".
"Культ Брежнева был сугубо верхушечным, "потешным". Никакого отклика, кроме насмешки, в "ширнармассах" этот потешный культ не имел. Впрочем, никто этого отклика не ждал и не требовал. Путин - сугубо медийный продукт. Он вышел из телевизора. Его культ все это время создавался и поддерживался медийной тусовкой, у которой были исключительно коммерческие цели, ничего общего с политикой не имеющие. Но власть их стимулировала с помощью контроля за телевидением, на котором "певцы про Путина" получали зеленый свет.
Впервые технологии создания такого "шоу-культа" были использованы в 1996 году в шоу-кампании "Голосуй или проиграешь!", когда благодаря тотальной поддержке телевизионной тусовки Ельцин, чей рейтинг на старте президентской кампании не превышал 8%, стал лидером в первом туре с результатом 35%, а во втором туре набрал около 54%. Тогда технология "шоу-культа" была применена в разовом порядке для достижения конкретной цели. Никакого культа Ельцина в итоге не возникло.
Путин решил возродить империю, отменить "величайшую геополитическую катастрофу ХХ века", а власть свою сделать пожизненной. Без культа такие задачи не решаются. Поэтому и возник шоу-культ Путина. Культ без личности. Культ без идеологии. Просто отдельно стоящий посреди зачищенного политического поля культ".