Moscow-Live.ru

"Российской Конституции 25 лет. По этому случаю Дмитрий Медведев тряхнул юридической стариной и написал большую статью. У премьера все традиционно хорошо: работающий российский конституционализм идет в еще более светлое будущее рука об руку с социальным государством, независимым судом и почитаемыми принципами "мирного разрешения международных споров", - пишет Михаил Ходорковский в своем Telegram-канале.

"Как вся эта сказка выглядит в реальности, мы хорошо знаем. Не разоблачать же попунктно "в некотором царстве, в некотором государстве..." Поэтому только один пассаж давайте и заметим. Он о роли Конституционного суда: "Лаконичный текст Основного закона сам по себе предполагает особое значение правосудия, в том числе конституционного, возможность развития норм Конституции посредством ее толкования и применения судами".

Конституционный суд, как видим (и не спорим), ключевой персонаж нашей печальной сказки. Именно там титаны юридической мысли (без иронии) прилежнее всего сгибаются сегодня перед властью. Строптивых судей с особым мнением давно из КС изгнали, оставшиеся без труда предпочли амбразуре "квартирный вопрос" – фабрика по откачиванию из Конституции духа закона работает теперь без сбоев и сюрпризов.

Властям реально даже не особенно нужно переписывать Конституцию – судьи КС в нужный момент протянут им любое "правильное" толкование. Но ровно в этом месте власть с размаху и влетает в собственноручно вырытую яму. Потому что выйдем на улицу - находят ли люди в себе особое уважение к этим решениям КС, к любым решениям КС? Нет. У института, вся сила которого в репутации, не получилось безнаказанно приторговывать ею же в течение десятилетий.

По сути, в России сейчас параллельно существуют три Конституции. Первая – это Конституция власти для власти. Она цинично растоптана, ее презирают, при случае используют как инструмент для махинаций с троном и т.д.

Вторая – это Конституция власти для публики. Ей оказывают знаки формального внимания (см. статью Медведева), но власть совсем не против, чтобы люди понимали: от Конституции остался остов, ничего в ней не работает, надежд на нее мало. Третья – это Конституция граждан для граждан. Только к этой Конституции и сохранено уважение, ее готовы всерьез защищать и от нее все ещё ждут защиты.

Когда режим сменится, из духа именно этой последней Конституции и явится буква следующей (надеюсь, без глав о суперпрезидентстве)".