"С Юрием Михайловичем Лужковым прощались 12.12.2019 в храме Христа Спасителя, который был воссоздан во времена правления Лужкова и приобрел свой нынешний облик во многом благодаря воле всесильного градоначальника. Отпевал Лужкова лично Гундяев. Пришел Путин, несколько раз перекрестился на крышку закрытого гроба и ушел, ничего не сказав. Говорили вообще мало. Возможно потому, что тем, кто до сих пор благодарен Лужкову за свои успехи и процветание, было неудобно говорить о нем слишком хорошо, поскольку это может не понравиться нынешней власти. Все-таки человека уволили в связи "с утратой доверия", - напоминает колумнист "Ежедневного журнала".
"Когда в 1998-1999 годах политическая и экономическая верхушка страны решала, кому передать территорию после Ельцина, ничто, казалось, было не в силах остановить тандем Примаков-Лужков, в котором ведущую роль играл, несомненно, Юрий Михайлович. Именно он, Лужков, должен был стать настоящим хозяином России, властелином ее недр, недвижимости и подданных.
Империя была в состоянии полураспада, а реальная власть в значительной мере оказалась смещена в региональные удельные княжества ("берите суверенитета сколько хотите"). Самые могущественные и влиятельные региональные властители — Лужков, Шаймиев, Рахимов, Аушев и Яковлев — были на стороне "тандема". Медийное прикрытие "тандема" Лужкова-Примакова осуществлял холдинг Гусинского во главе с уникальным журналистским коллективом (УЖК) тогдашнего НТВ. Главные деньги от ЛУКОЙЛа и АФК "Система" — то есть бездонная бочка.
Абсолютный контроль над территориями давали лично преданные суды. Журналисты 90-х твердо выучили принцип: можно все — нельзя срать в кепку. Можно как угодно ругать Ельцина, правительство, депутатов, но критиковать Лужкова себе дороже. Лично преданные главы Мосгорсуда — сначала в 90-е Корнева, затем Егорова — обеспечивали Лужкову 100-процентные выигрыши в судах. То же и в большинстве регионов, где к концу 90-х сформировалось суверенное законодательство "под хозяина". Плюс близкий к Лужкову генпрокурор Скуратов. Что еще надо для взятия власти? Страна лежала у ног "тандема", готовая к разврату и распилу...
Почему власть тогда досталась не им, а невнятному "крошке Цахесу", которого поддержал блок "Медведь" во главе с неизмеримо менее влиятельными и популярными начальником МЧС Шойгу, борцом Карелиным и милиционером Гуровым? Для весу в блок поддержки Путина нагребли какого-то смешного политического мусора: героя анекдотов, борца с порнографией Чуева, вселенского пошляка Комиссарова. Курам на смех...
Кто-то видит причину успеха Путина и поражения Лужкова-Примакова во влиянии "семьи", кто-то в махинаторском "гении" Березовского, кто-то отдает дань меткости телекиллера Доренко. Все эти компоненты не смогли бы остановить Лужкова, если бы к тому времени все политически и особенно экономически активные люди в стране не понимали бы, кто он такой. Накануне решающих событий один мой знакомый, весьма успешный предприниматель, так объяснил, почему он будет поддерживать Путина и "медведей" против Лужкова-Примакова: "Да, эти — бандиты и жить мы станем по понятиям, но с теми вообще ничего решить нельзя — у них совсем никаких берегов нет".
Юрий Михайлович Лужков — выходец из Моссовета, который в советские времена был самой бюрократической структурой страны. Хитрый и дальновидный Гавриил Попов вовремя сообразил, что справиться с этой армией бюрократов не сможет, и передал Москву Лужкову.
Лужков владел Москвой с купеческим размахом и самодурством. Он действительно не знал берегов. Только ему могла прийти в голову мысль отключить мятежникам, засевшим в 1993 году в Белом доме, свет и воду, чтобы они справляли свои естественные надобности в темноте. Немногие столь открыто превращали подконтрольный регион в кормушку для семейного бизнеса, при котором скромный сотрудник института, по совместительству жена мэра, вдруг становится финансовым гением и превращается в долларовую миллиардершу.
Главными особенностями лужковского правления были невыразимая пошлость и самодурство. Взять хотя бы знаменитый "лужковский стиль" в архитектуре — со всеми башенками, рюшечками, балясинками и прочими "конфетками-бараночками", которые в индустриальных масштабах производили лужковские прихлебатели, всевозможные церетели, шиловы и глазуновы. В политике "лужковский стиль" означал отказ от переименования станции метро "Войковская", портреты Сталина на 65-летие Победы, попытка вернуть Дзержинского на Лубянскую площадь, идея разворота сибирских рек в Среднюю Азию и, конечно, Севастополь, который по инициативе Лужкова Совет Федерации в 1996 году признал частью территории России.
Это к вопросу о том, была ли альтернатива "Лужков-Примаков" лучше Путина. Про отсутствие у истории опции сослагательного наклонения я в курсе, но исключать, что при Лужкове "крымнаш" мог бы случиться намного раньше 2014 года, я бы не стал. Ну и то, как Юрий Михайлович умеет зачищать политическую "поляну" и расправляться со своими оппонентами мы все тоже видели...
Те, кто сегодня, вспоминая Лужкова, говорят, что он был ярким и очень живым человеком и этим выигрышно отличался от нынешнего столичного градоначальника, говорят правду. Мое личное знакомство с Лужковым ограничилось лишь считанными встречами в связи с моей работой в Союзе журналистов, но могу подтвердить: да, Юрий Михайлович не был лишен обаяния и производил приятное впечатление при общении. И да, он намного симпатичнее Собянина, но ведь и у Путина есть достоинства — любит животных, спорт, возможно, и еще что-то есть, если приглядеться...
Жанр, в котором написана эта заметка, называется некролог. Почему-то считается, что в этом жанре надо вспоминать о покойнике только хорошее. Возможно, но тогда писать такие статьи не должны журналисты. Чтобы не привыкать врать. А честно о Юрии Михайловиче Лужкове надо сказать главное: он был одним из тех, кто привел нашу страну в то состояние главного пугала на планете, которым она в данный момент является. А то, что на смену Лужкову пришел Собянин, при котором многим хочется вернуть Лужкова, так это уже "постучали со дна" в тот момент, когда казалось, что дно достигнуто.
Если Путину удастся решить проблему 2024 года, то может настать момент, когда мы и Собянина будем вспоминать с тихой грустью. Если долго спать, можно увидеть еще и не такие кошмары..."