Reuters

"Вот это как раз и был мятеж, классический военный переворот. Ничего хорошего, ничего романтического в этом нет. Стрельба по людям с боевых вертолетов, комендантский час, военное положение, все это "Лебединое озеро" по телевизору – кто забыл, как выглядит ГКЧП, тот сегодня ночью мог вспомнить", - пишет депутат в Facebook.

"В выборе между авторитарным Эрдоганом и военными нет хорошей стороны. Это не романтическая борьба за счастье народа. Это раз.

Два – в США или Франции военного переворота быть не может. По той простой причине, что там работают институты. "Нельзя просто так взять и захватить власть", потому что власть – это не одно президентское кресло, а сложная распределенная структура. Если у вас происходит путч, то, значит, власть в стране монополизирована (узурпирована), и сосредоточена в одном здании, будь то Кремль или президентский дворец. В этом случае мятеж – естественное следствие болезни общества (не лекарство, а просто новый симптом).

Три: в Кремле вполне всерьез живут по "Осени патриарха" Маркеса. Помните, там Патриарх, латиноамериканский диктатор, который проворовался до того, что продал море, устраивал у себя "на пенсию" всех беглых окрестных каудильо и прочих отцов нации? Когда Песков всерьез отвечает на вопрос, готовят ли уже Эрдогану дачку по соседству с Януковичем, когда самые верные пропагандисты шутят на эту тему в твиттере – это диагноз. Мироощущение. Банановая республика без бананов.

И четыре: что будет в России после мятежа в Турции. А будет так, как прекрасно написал Евгений Шестаков. "Чем бы ни закончилось в Турции, у нас продолжится закручиванием гаек. Наша власть будет страховаться не только от табакерки, но и от пустой сигаретной пачки".

И вывод, извините за банальность, прост: из диктатуры не бывает легкого выхода. Военные на боевых вертолетах это вовсе не ангелы-хранители, добрый дядя Пиночет может не придет и не убьет всех плохих людей, потому что среди них непременно окажетесь и вы. Не нужно, как известно, спрашивать, по ком стреляют на стадионах.

Только выборы, только долгая, скучная, трудная работа над демократическими изменениями в стране. И иначе – сотни погибших, тысячи раненых и все та же диктатура но с оттенком хаки".