Moscow-Live.ru / Ольга Шуклина

"Пожар в любом крупном историческом храме - это второе по частоте после богослужений событие, которое может там произойти. С некоторых пор - как концерты стали там делать и выставки - третье. Не являющееся символом ровным счетом ничего кроме того, что любой горючий материал может сгореть. Особенно старое дерево, особенно если не соблюдать технику безопасности", - пишет политолог на своей странице в Facebook.

"Каждый раз, когда турист смотрит на исторический храм, он должен понимать, что разглядывает плоды его восстановления в лучшем (с точки зрения "историчности") случае в 19-ом веке, а то и лет 50 назад, а то и полгода. И гений места - он не столько в стенах, сколько в любви и творчестве, с которыми этот храм сначала построили, а потом множество раз восстанавливали\ремонтировали. А более всего - он во взгляде смотрящего.

Вспоминаю Собор в Ипре, где после почти полного уничтожения в Великую Войну на местах горгулий и изображений святых по фронтону и карнизам пустили танки, пушки, медсестер и солдат - живых, раненых и умирающих. И поверьте, впечатление он производит не меньшее, чем любой другой собор, где восстановление после очередной катастрофы произошло точно и аккуратно по архивным записям.

Вспоминаю Морской Собор в Кронштадте, восстановленный из небытия вот уж точно и аккуратно и производящий впечатление сокрушительное и возвышенное.

Ничего не произошло сколько нибудь страшного, непоправимого и символического. Особенно в сравнении с трагедиями Ипра и Кронштадта. Будете ходить в Нотр-Дам и селфи делать перед ним. Дух - в людях. А не в камнях, как бы давно они на одном месте не лежали".