"Действия России в Крыму, Восточной Украине и Сирии раздражали американский политический истеблишмент. Однако последней каплей стали российские хакерские атаки уже на территории США, которые признал даже Д. Трамп. Крым часть американских политиков сквозь зубы готова была простить, но наглое хозяйничанье в информационных сетях в самих США уже нет", - пишет бывший министр экономики на своей странице в Facebook.
"В итоге группа американских сенаторов (и демократов, и республиканцев) внесла в Конгресс законопроект о новых санкциях против России. Если закон будет принят, под запретом могут оказаться инвестиции и поставки оборудования в нефтегазовый сектор, участие в приватизации государственных активов, операции с российскими долговыми бумагами (госдолг и долговые обязательства госкомпаний).
Согласно законопроекту, помимо инвестиций в нефтегазовый сектор, запрет коснется и поставок технологического оборудования, информации и услуг, используемых при геологоразведке и добыче нефти и газа. Российский ТЭК критически зависит от иностранных технологий и оборудования, особенно в части разведки и разработки новых месторождений с применением современных технологий. Сейчас отечественное машиностроение дает менее четверти используемого в ТЭК оборудования. В результате под угрозой окажется не только освоение новых месторождений, но и поддержание добычи на действующих за счет повышения отдачи скважин.
Ситуация усугубляется трендом на снижение спроса и цен на традиционные углеводороды. Нынешнее повышение цен на нефть не должно вводить в заблуждение.
Объяснять последствия для России возможного снижения добычи, а следовательно, и экспорта нефти и газа, полагаю, не нужно даже домохозяйкам.
Усложнение размещения долговых обязательств правительства и госкомпаний создаст серьезные проблемы для финансирования дефицита госбюджета (и бюджетов ряда регионов) и инвестиционных программ подконтрольных государству компаний.
Санкции с большой вероятностью распространятся не только на российские государственные ценные бумаги, размещенные за рубежом, но и на долговые обязательства, номинированные в рублях и обращающиеся на российском рынке.
Несмотря на уже существующие санкции, вложения в российские долговые ценные бумаги в последние годы пользовались популярностью у западных инвесторов, особенно с учетом укрепления рубля после масштабной девальвации 2014 года. Масштабная распродажа этих бумаг в случае введения санкций (а частично и на фоне слухов об их введении) фактически приведет к краху российского рынка госбумаг. В силу его и без того скромных размеров резкое сокращение будущих покупок фактически лишит правительство этого источника финансирования дефицита бюджета или сделает его цену запредельной. Повышение стоимости заимствований для государства рикошетом ударит и по возможностям привлечения заемных средств частными компаниями с соответствующими последствиями для их инвестиционной и операционной деятельности.
Формально закон касается только компаний США, но по опыту предыдущих санкций компании других стран едва ли рискнут попасть под американские санкции ради сохранения присутствия в России. Исключение может составить Китай. Однако уже сейчас "китайские товарищи" выставляют весьма жесткие условия для инвестирования проектов в России. Если Китай обретет полумонопольное положение, его позиция наверняка многократно ужесточится.
Надежды на лояльность Кремлю администрации Трампа, во-первых, пока не проверены на практике, во-вторых, если санкции будут введены Конгрессом, т. е. в форме закона, никакой Трамп отменить их не сможет. А позиция большинства законодателей США в отношении политики руководства России весьма жесткая".