"Пожалуй, не будет лишним признать, что как все люди делятся на мужчин и женщин, так же делятся они по отношению к свободе: на людей свободы и людей несвободы", - пишет режиссер Олег Дорман на своей странице в Facebook.
"Первые отличаются от вторых тем, что для них существует само понятие свободы. Для вторых нет: для них это абстрактная, мутная, лишняя идея.
У людей свободы и несвободы разное восприятие мира и себя, и они неспособны понять друг друга. Отношение к свободе фундаментально, то есть полностью определяет личное и общественное поведение человека и предшествует формированию его вкусов, идей, всего того, что сам человек считает мировоззрением и просто самим собой.
Думаю, это никак не связано с детством, воспитанием, наследственностью и пр. Разница двух видов людей состоит, по-видимому, в отношении к собственной экзистенциальной ответственности. Человек свободы полностью принимает ее на себя и по ходу жизни расширяет круг ответственности, включая в него до некоторой степени и смерть и то, что возможно после.
Человек свободы считает, что его появление на свет определено тем, что именно без него мир невозможен и жизнь призвала его именно в этом индивидуальном качестве: следовательно, экзистенциальный долг, лежащий на нем, никто другой исполнить не может и даже не может знать.
Человек свободы должен все подвергнуть проверке, сомнению, испытанию, провести полную ревизию бытия, насколько позволяют силы, а потом не утрачивать бдительности и энергичности. Он допускает, что каждая его ошибка опасна для всего хода вещей.
Человеку несвободы это представляется самонадеянной дерзостью, подрывающей порядок мира".