"Есть знаменитое в русской истории противопоставление: бесконечная имперская красота Петербурга, воплощенный памятник великой империи, построен на крови и костях крестьян, которых тогда, во времена, когда закладывалась Петропавловская крепость, никто не жалел и не считал", - пишет обозреватель и преподаватель ВШЭ в Facebook.
"Петербург стал первым в мире городом, построенным согласно генеральному плану, следом за ним шли американские города и колониальные мегаполисы англичан в Индии. И одним из первых символов трагедии модерна, гармония и красота которого оплачена страданиями людей, вырванными из привычной жизни, использованными для строительства очередной рациональной утопии как расходный материал и часто уничтоженными.
Современный мир может быть описан как реальность отупляющей, бесконечной, нечеловеческой работы. Это мир машинистов метро, просыпающихся в три часа ночи, чтобы идти на смену, где они из года в год совершают механические действия. Мир кассиров сетевых супермаркетов, повторяющих запрограммированные корпоративные фразы в цикле из десятков тысяч покупателей. Даже мир зевающего охранника, решающего кроссворд и не пускающего вас без пропуска в университеты, - это человек, труд и жизнь которого израсходованы без причины.
Как Петербург построен на костях крепостных, так и современный мир построен на отупляющей работе клерков и рабочих.
Вся игра "интеллигенции", интеллектуального класса, творческих людей, как их ни называй, выстроена вокруг того, чтобы вырваться из посменной работы, не имея ренты. Буковски, уволившийся из почтовых клерков в возрасте 50 лет, скованный страхом перед квартплатой, писал об этом честно. Поэзия, говорил он, это попытка, вопреки всему, приторговывать своим дерьмом, чтобы не попасть на фабрики и автомойки. В среде преподавателей ужас работы известен как "нагрузка горловых часов". И когда заканчивается твоя пятая пара в течение одного дня, ты чувствуешь свое единение с уставшей женщиной из "Пятерочки", которая спросит, нужен ли пакет.
Если можно представить себе мир без работы, утопию всеобщей роботизации или коммунизм виртуальной реальности, нужно будет представлять себе другое человечество и другую современность. Слишком много костей будет высвобождено из-под гнета великого порядка и рациональности, и обнаружат себя перед бесконечной пустотой досуга словно распряженные волы".