"В российском коммерческом рейдерстве часто применяется такая тактика: вначале рейдеры подкупают высший менеджмент предприятия, потом он помогает чужаку захватить актив. А если какого-то руководителя подкупить не удается, рейдеры пытаются устранить его обычно с помощью заказного уголовного дела", - пишет социолог на своей странице в Facebook.
"Путин и его люди прошли суровую школу коммерческих войн 90-х годов, активно участвовали в переделе собственности в Питере и окрестностях. Они привыкли добиваться результатов именно такими рейдерскими методами. Видимо, этот опыт подсказал путинской олигархии идею гибридной войны против зарубежных, прежде всего западных стран.
Кремль пытается в важных для него государствах "сменить менеджмент", помочь своим ставленникам придти к власти, а потом с их помощью "приватизировать актив", то есть подчинить себе политику страны. Вместо наезда продажных ментов путинские политические рейдеры используют информационную войну, хакерские атаки, распространение компромата, черный PR на выборах и т.д.
Так было, когда Кремль вначале привел к власти Януковича, а затем заставил его отказаться от политики евроинтеграции ради вступления в Евразийский экономический союз. Так было на последних президентских выборах в Болгарии и Молдове, где к власти протащили пропутинских президентов. Так пытались сделать во Франции, борясь с Макроном и помогая Марин Ле Пен. На это направлена кампания против Меркель в Германии. Но главная рейдерская атака была проведена на США. Путин попытался одним ударом решить большинство своих внешнеполитических проблем, помогая придти к власти лояльному ему, связанному с российским криминалитетом Трампу.
Одно только недоучли путинские рейдеры: чужая страна - это не какой-нибудь шарикоподшипниковый завод в Гатчине. В демократических государствах существует система сдержек и противовесов, ограничивающая произвол властей. В Украине народ сверг Януковича. Трамп изолирован, подвергается жесткой критике и не может реально отплатить Путину за поддержку. Путинские ставленники в Болгарии и Молдове также не в состоянии изменить политику своих стран в нужном Кремлю направлении. Активнейшая кампания против Макрона во Франции провалилась. Немцы тоже, как показывают соцопросы, не собираются поддерживать кремлевских ставленников на предстоящих выборах. Рейдерская гибридная война провалилась? Боюсь, она только начинается. Герои путинского бандитского Петербурга не умеют признавать поражения и останавливаться".