"Право вето, которым Россия обладает как постоянный член Совбеза, превратилось в настоящую дипломатическую заточку. Этой заточкой Россия 11 раз уничтожила попытки мирового сообщества осудить Асада, в том числе использование им химического оружия против своего народа", - пишет колумнист "Ежедневного журнала", комментируя интервью генсека ООН Антониу Гутерриша.
"Обсуждение каких-либо вопросов в Совбезе с участием нашего постпреда Небензи и его боевого зама Софронкова - "в-глаза-мне-посмотри" - не имеет никакого смысла. Поэтому постпреды ООН собираются в Швеции на закрытое совещание, где обсуждают вопрос о том, как хоть что-то спасти в Сирии и при этом обойти Россию с ее дипломатической заточкой.
Один из вариантов - принятие большинством голосов решения о передаче сирийского вопроса в ведение Генассамблеи ООН, где решение принимается большинством голосов от 193 членов Генассамблеи и российское право вето не действует. Прецеденты такого рода решений были, хотя Россия, безусловно, будет выступать против, вполне резонно ссылаясь на статью 24 Устава ООН, в которой проблемы, подобные сирийской, находятся в компетенции Совбеза ООН.
То, что современный мир сильно отличается от послевоенного, а структура Совбеза выглядит архаичной, в той или иной мере очевидно всем. Почему именно эти пять стран решают судьбы человечества, сегодня понять довольно сложно. Предтеча этой послевоенной конструкции мира рузвельтовский план "четырех полицейских", в котором Великобритания должна была наводить порядок в Западной Европе и в своей империи, СССР должен был стать смотрящим в Восточной Европе и Центральной Азии, Китай - в Юго-Восточной Азии и Океании, а надзор за всем западным полушарием США оставляли за собой.
Идея "четырех полицейских" в своем первозданном виде оказалась слишком грубой и недемократичной даже для тогдашних мировых лидеров, но сама концепция, в которой весьма небольшой круг стран решают главные вопросы планеты, осталась.
Мир за 73 послевоенных года кардинально изменился. И сегодня совершенно непонятно, чем Германия и Япония хуже Великобритании и Франции, а Индия хуже Китая. Россия находится в Совбезе на правах страны - победительницы во Второй мировой, но страной-победительницей был СССР, и та "приватизация" великой Победы, которой занимается нынешнее руководство России и ее телевизор, становится просто неприличной. А если не считать Победу, то чем Россия лучше той же Индии или Бразилии?
Реформы ООН и Совбеза вроде бы хотят все. Вполне очевидно, что ее не будет в обозримом будущем, поскольку планы этой реформы в представлении политиков разных стран диаметрально противоположны. Поэтому все пока останется как есть, а значит, дипломатическую заточку из рук путинской России остальному человечеству придется всякий раз выбивать с помощью обходных маневров".