Moscow-Live.ru

Журналист анализирует последние кадровые назначения, отмечая, что Лубянка перестала поставлять кадры для госаппарата, а назначенцев из ФСБ сменили офицеры другой спецслужбы - ФСО, то есть люди, лично известные президенту.

"Начиная с прошлой осени Кремль сделал множество резких, зачастую хаотичных движений, призванных, судя по всему, отмобилизовать госаппарат и региональные элиты перед выборами. Первые месяцы этого нового порядка казалось, что в отношении спецслужб Путин будет придерживаться старых правил, которые сводились к тому, что когда в Кремле наступало разочарование в эффективности уже существующих силовых структур в противодействии политическим угрозам, создавались новые. Однако уже несколько месяцев как стало ясно, что на этот раз механизм изменился", - пишет Андрей Солдатов в "Ежедневном журнале".

"Наряду с усилением активности ФСБ незаметно потеряла функцию, приобретенную еще во время первого президентского срока Путина, - Лубянка перестала поставлять кадры для госаппарата, и назначенцев из ФСБ сменили офицеры другой спецслужбы, Федеральной службы охраны - люди, лично известные президенту. Одновременно потерял всякое значение Владимир Якунин - единственный выходец из спецслужб, претендовавший на роль разработчика национальной идеи.

Таким образом, Путин отказался от схемы, которую он пытался реализовывать с начала 2000-х, когда он начал создавать из ФСБ "новое дворянство" - одновременно поставщика кадров и мозговой трест по созданию новой идеологии страны".

"Новое дворянство" было постмодернистским изобретением Путина, плохо понимавшим, как работало советское государство, но искренне поверившим в мифологию о "лучших людях страны", которая создавалась с помощью фильмов и книг под контролем Юрия Андропова в конце 70-х - начале 80-х.

Путину понадобилось 16 лет, чтобы разочароваться в этой модели. Не зная никакой другой, он, судя по всему, решил вернуться к советскому опыту, когда спецслужба была "передовым отрядом партии" - то есть действенным, но абсолютно подконтрольным инструментом по контролю за обществом в руках политического руководства страны.

Следующим логичным шагом должно стать возрождение полного функционала КГБ. План, опубликованный в "Коммерсанте", как раз и выглядит как реализация этого шага - слияние СВР, ФСО и ФСБ, усиление следственного аппарата, наконец, возвращение термина "государственная безопасность".