"Реновация, наверное, даже более популярное слово года, чем биткойн и блокчейн. По крайней мере, они чаще звучит среди простых людей, а вот вторые два слова чаще остаются только на устах гиков", - пишет публицист и политик на своей странице Facebook.
"Реновация вообще могла стать главной общественно-политической темой как минимум в Москве, но не стала. Не стала, во-первых, из-за слитого протеста, митинга с робким "Собянина в отставку" и без политиков. Собственно, если бы не сданный тогда в полицию Навальный, о митинге забыли бы через три дня, а протест против реновации в общегородском формате закончился бы ровно в эту минуту. Я не говорю, что протестов нет вообще, они есть в районах. Многие приводили в пример самоорганизации группу в Фэйсбуке, но она быстро превратилась в "домик для Барби", а каких-то офлайновых структур никто и не помышлял делать.
Однако реновация стала поводом для настоящей низовой самоорганизации в районах. Некоторые говорят, что соседи наконец-то познакомились. И противники, и сторонники реновации стали хотя бы как-то минимально координировать свои действия. Возникла потребность в совещательных органах и, наверное, впервые снизу, а не сверху. Сейчас рабочая группа Госдумы занимаемся вопросом создания специальных советов при префектурах и управах. Важно, чтобы у граждан и чиновников была прямая связь без всяких посредников.
Важными стали и слушания в Думе, где, как верно отметила Екатерина Шульман, простые москвичи что сторонники, что противники реновации выступали гораздо лучше депутатов. Собственно, это тоже одно из открытий года. Слушания в какой-то степени сработали. Закон ко второму чтению стал лучше по многим параметрам. И я совершенно не склонен думать, что мы проиграли. Нет, конечно, хотя многие сами хотели проиграть, действуя по принципу чем хуже, тем лучше.
И до сих пор районные сообщества творят чудеса. Например, до сих пор дома выходят из реновации. Да, мало, но тут я не верил в то, что будет массовый выход. Верил, скорее, в то, что противники реновации не устоят под давлением местной власти. Вот последний пример - вышел дом в Чуксином тупике, проведя ОСС. Сложно было, но люди справились. Тихо и мирно отстаивая свои права без какого-то ненужного алармизма. Так что у простых людей получается то, что не получается у маститых НКО. Они и права свои отстаивать умеют, и диалог с властью налаживать. Это первые ростки настоящего гражданского общества.
Я же говорю, что мы не проиграли. Теперь существенно большие проблемы войти в реновацию, чем выйти. Опять же общественное давление сподвигло депутатов принять поправку о запрете входа в реновацию после вступления закона в силу. Ровно поэтому меня, как члена думской рабочей группы, сейчас существенно больше одолевают не те, кто хочет выйти, а те, кто хочет войти. Но тут я могу помочь только разъяснительной работой.
Мэрии пришлось, конечно, немного сдавать назад и сбавлять темпы. Потому что, например, мы в районе отбили нехорошие стартовые площадки. И ситуация сложная с ними не только у нас. При реализации программы Лужкова таких сложностей не было - увозили в другой район и вот вам свободное место, строй на здоровье. Самоорганизация в районах сделала такую ситуацию невозможной.
Что будет в 2018 году, посмотрим. Выборы мэра Москва дают местные сообществам дополнительные рычаги. И не только противникам реновации, но и сторонникам. Выиграет тот, кто будет организованее и тот, кто будет работать с соседями. В принципе в 2017 году символом года стало слово, а в 2018 году уже может стать символом сам процесс".