"Все, что произошло в ХХ веке, эта мясорубка, которая перемолола всю интеллигенцию, не является ли органическим следствием страшных преступлений, которые интеллигенция совершила против веры, против Бога, против своего народа, против своей страны? Ведь интеллигенция в первую очередь несла ответственность за страшные события 100-летней давности", - цитирует протодиакон Андрей Кураев слова патриарха Кирилла в "Живом Журнале".
"Хорошо было бы уточнить значение слова "интеллигенция". Кого патриарх считает таковыми? По-советски - лица с высшим образованием - или по Георгию Федотову? Люди, способные читать Достоевского?
Согласен, что вина интеллигенции - есть. Но хотелось бы продолжения. В общенациональной катастрофе такого масштаба, что произошла в 1917-1921 годах, и вина - общая. Готов ли Святейший раздать всем сестрам по серьгам? Предъявить историко-моральный счет крестьянам? Рабочим? Капиталистам? Армии и флоту? Лично царю? А главное - своему же церковному официозу?
"Грех интеллигенции против веры и народа" был в том, что она в присутствии церкви, способной лишь орать многолетия, ставила мучительные вопросы о жизни по совести. Где правда? В чем она? Кому на Руси жить хорошо? Были ли заявления Святейшего Правительствующего с такими вопросами? Чем и за что те пастыри кололи совесть богатой знати? Ах, да - как всегда, лезли в постель...
Некрасов хотя бы остановился на Сенной. А митрополиты? Толстой бывал неправ, но в своих неправдах он был более совестлив, чем официальные духовники земли русской.
А сегодня мы узнали нечто важное: наша церковная верхушка даже на страшных уроках ХХ века учиться не хочет. Хочет только злопамятствовать, мстить и укреплять вертикаль своей власти.
Какая милая поза: "Нас не послушали - оттого и все беды". А в чем вас можно и нужно было слушать? Митрополитам было что сказать русским людям в их ежедневных бедах? В "высокоторжественные дни" юбилеев и тезоименитств царской семьи они были многоречивы. А в остальном - как они провели XIX век?
И не их это вина. До них положено. Еще в Византии и в "константиновскую эпоху". Так можно ли было иначе и с иным, менее катастрофичным результатом? Молчит Волков, не дает ответа...
Виноваты все, кроме церковной власти. Виноваты лишь ее критики".