Основатель советского государства Владимир Ленин называл кино "важнейшим из всех искусств", и коммунистическое руководство считало фильмы одним из мощнейших инструментов пропаганды. Такие легендарные режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, снявший "Броненосец Потемкин", и Андрей Тарковский, завоевавшие всемирное признание, несмотря ни на что были вынуждены склониться под гнетом тоталитарного государства, пишет газета The Los Angeles Times.
Теперь российское правительство пытается оживить традиции советского кинематографа, помогая продюсировать фильмы и телесериалы, которые пропагандируют политические взгляды Кремля.
Некоторое время назад Владимир Путин посетил съемочную площадку последнего фильма оскаровского лауреата Никиты Михалкова. Как пишет издание, Одно присутствие премьер-министра на съемках картины "Утомленные солнцем-2", самого дорого фильма в истории постсоветской России, красноречиво свидетельствует о растущей роли, которую правительство Путина играет в российской киноиндустрии (полный текст на сайте InoPressa.ru)
Однако в художественном отношении кино советской эпохи и картины современного кинематографа существенно разнятся.
Помимо картин Михалкова, завоевавшего всемирную известность еще в 1960-е годы и получившего в 1994 году премию "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм" за ленту "Утомленные солнцем", не многие финансируемые правительством ленты добиваются признания критики или кассового успеха.
"История повторяется в виде фарса, и эта новая пропаганда кажется смешной в сравнении с советскими образцами", – сказал Юрий Валков, историк российской культуры.
В новом тысячелетии российские режиссеры нашли себя в ориентированной на бизнес среде инвестиций и прибылей. В то же время правительство стало играть более значительную роль в кинопроектах и до сих пор является крупнейшим кинопродюсером в стране.
"Правоохранительные органы – часть нашего государства, и правительство имеет право пропагандировать то, что считает нужным", – сказал Леонид Верещагин, продюсер принадлежащей Михалкову продюсерской компании 3Т.
Однако критики утверждают, что влияние правительства душит наиболее критичных и творческих мастеров. Российские документалисты, например, не смогли бы снять документальные ленты, напрямую критикующие правительство, считает Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала "Кинопроцесс".
"Майкл Мур в России невозможен", – сказал он, имея в виду американского режиссера, чья документальная лента "Фаренгейт 9/11" содержала едкую критику администрации Буша.
Сценарий самого спорного российского документального фильма этого года "Гибель империи: византийский урок" был написан православным монахом, утверждавшим, что западные идеи и институты разрушат Россию, как это случилось с Византией несколькими веками ранее.
"Артисты, продюсеры и кинорежиссеры пытаются извлечь выгоду из патриотических тем и добиться государственного финансирования своих проектов", – сказал политолог Станислав Белковский.
Фильмы, критикующие правительство или не разделяющие кремлевскую концепцию российской истории, могут столкнуться с проблемами на стадии съемок или уже после выхода в прокат. Мрачный фильм 2007 года "Груз 200" со своим оруэлловским видением советского общества вызвал скандал на прошлогоднем "Кинотавре", и его прокат был ограничен.
В результате появляются картины вроде вышедшего в этом году фильма "Александр. Невская битва", прославляющего жившего в XIII веке князя, спасающего свой город от нашествия шведов, усмиряющего восстание прозападной знати и присягающего на верность татаро-монголам.
В прошлом году "Фонд поддержки патриотического кино" – некоммерческая организация, субсидируемая ФСБ, – стал продюсером "Кода Апокалипсиса" стоимостью 15 млн долларов, снятого в стиле фильмов о Джеймсе Бонде. Чуть позже появилась картина "Личный номер". Обе ленты стали лауреатами возрожденной награды советской эпохи, которой награждаются произведения искусства, "формирующие положительный образ офицеров ФСБ".