nytimes.com

Знаменитую фреску Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" британский режиссер Питер Гринуэй представил в качестве видеоинсталляции, где уникальное произведение 510-летней давности он дополнил световыми лучами, изображающими "божественный свет", и звуками трагической музыки, сообщает издание The Guardian.

После долгих споров и дискуссий, итальянские власти разрешили режиссеру разместить в знаменитой трапезной миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие, где хранится фреска, изображающая последнюю трапезу Иисуса с учениками, прожекторы, динамики и другое необходимое оборудование. Помещение, на протяжении многих столетий хранившее полную тишину на одну ночь, наполнилось звуками и странным светом.

По словам Гринуэйя, подобная инсталляция должна была привлечь внимание молодежи к шедевру и рассказать им о событиях, изображенных на знаменитой фреске, на доступном ей языке.

Мнения критиков относительно провокационного проекта британца разделились. Некоторые назвали инсталляцию "настоящим вандализмом", другие же предположили, что модернизированная "Тайная вечеря" сможет реабилитировать шедевр, ложно интерпретированный в нашумевшем произведении Дэна Брауна "Код да Винчи".

В свою очередь один из ведущих итальянских ученых, посвятивший 17 лет реставрации шедевра, Пьетро Марани заявил, что считает использование уникальной фрески в качестве "экрана для инсталляции современного искусства" просто "неприемлемым". По его мнению, Гринуэй выдумал все это лишь с одной целью – "привлечь мировое внимание к своей персоне".

Свидетелями уникального шоу стала лишь небольшая группа выбранных самим режиссером людей, а также несколько монахов. Гринуэй уже заявил, что следующим объектом подобного проекта он хочет сделать главную достопримечательность Ватикана Сикстинскую капеллу, плафон которой расписывал великий Микеланджело.

Фреска "Тайная вечеря" была написана Леонардо да Винчи в 1495-1498 годах специально для трапезной миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Уже в 1517 году работа начала разрушаться, и с тех пор ее реставрировали каждые несколько десятилетий. Крупнейшие работы по восстановлению фрески были проведены между 1978 и 1999 годами. Однако даже после этого посетителям разрешают находиться в помещении трапезной не более четверти часа.