На премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" в 2014 году претендуют фильмы из более чем 70 стран мира, и гонка обещает быть очень жесткой.
И, как пишет The New York Times, в этом списке претендентов на первом месте стоит российская лента с ярко выраженным политическим уклоном - фильм "Левиафан" режиссера Андрея Звягинцева, действие которого происходит в одном из северных городов, где процветает коррупция. Звягинцев не щадит никого, в том числе и Владимира Путина, "чье неулыбчивое лицо смотрит на всех сверху вниз с портрета на стене в кабинете мэра города, где и совершаются худшие махинации", пишет газета.
Шумиха вокруг "Левиафана" поднялась еще на Каннском фестивале, где фильм получил приз за лучший сценарий. И хотя предполагалось, что работу Звягинцева ожидает та же судьба, что и китайскую ленту "Прикосновение греха", которую китайский отборочный комитет в итоге исключил из списка претендентов на "Оскар", но в России "Левиафан" пропустили.
И это несмотря на то, что министр культуры РФ Владимир Мединский прямо заявил о "Левиафане": "Это талантливо, но мне он не нравится", отмечает The New York Times. Стоит отметить, что эту фразу ("Фильм талантливый, но он мне не понравился") Мединский сказал еще в мае этого года. Уже после выдвижения "Левиафана" на "Оскар" Мединский сказал, что "в прокате фильм будет с ноября, вопреки всем разговорам о его мнимом запрете".
Тогда глава Минкультуры РФ еще раз подчеркнул, что фильм Андрея Звягинцева - талантливый. "Я говорил об этом, и мое мнение Оскаровский комитет РФ подтвердил", - сказал он, отметив, что по его мнению, значение "Оскара" сильно переоценено, а на результатах его присуждения зачастую сказываются политические обстоятельства.
Как раз об этих политических обстоятельствах и пишет The New York Times.
Ранее кинокритик Кирилл Разлогов предположил, что выбор "Левиафана" в претенденты на "Оскар" является скорее попыткой подстроиться под стандарты голливудской премии: критическое отношение к современному российскому обществу (показанное беспробудное пьянство, коррумпированная власть и угождающая этой власти церковь) должно выгодно сыграть на фоне действий России в отношении Украины и ответных санкций в отношении России со стороны мирового сообщества.
В ответ на мнение Разлогова режиссер фильма "Левиафан" сказал, что ему очень жаль, что кинокритик так комментирует это событие. "В таком случае было бы последовательно с его стороны, если бы он так же прокомментировал все острые высказывания классиков о проблемах нашего Отечества, начиная от Чаадаева, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Достоевского до Солженицына, Шаламова и других. Имена, которые легко могли бы попасть под эту же раздачу, если бы жили в эпоху советского безумия или сейчас, в дни реставрации этой риторики, отвратительной по существу и неприемлемой для человека интеллектуальной сферы деятельности. Мне жаль, что Кирилл Эмильевич употребляет такие выражения. Сколько еще времени и поколений должно пройти или смениться, чтобы все это выветрилось наконец в наших головах", - добавил Звягинцев.
Подлили масла в огонь и намерения продюсеров комедии "Горько!", ставшей второй по результатам голосования членов Российского оскаровского комитета, оспорить решение о выдвижении "Левиафана". Они даже недвусмысленно намекнули, что "Левиафан" не отражает национальный характер и самобытность российского народа и даже выражает к нему пренебрежение и презрение.
В свою очередь продюсер картины "Левиафан" Александр Роднянский отметил, что авторы фильма "благодарны и очень рады решению российского оскаровского комитета номинировать от России фильм "Левиафан". Он заявил, что Андрей Звягинцев - уникальный художник, глубоко укорененный в традициях русской культуры. И благодаря ему в этом году у России есть шанс достойно конкурировать в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
"Левиафан" - авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России. Это социальная драма, история трагичная и до боли узнаваемая, события которой постепенно увлекают героев в бездну. Действие ее происходит в глухом приморском городке, расположенном у Баренцева моря. На его окраине живет семья главных героев кинокартины - Николай, которого играет Алексей Серебряков, его жена Лиля (ее играет Елена Лядова) и их сын-подросток Роман. Покой семьи постоянно нарушает продажный местный мэр (Роман Мадянов), который решил отобрать у них дом и землю, а также автомастерскую. Николай просит помощи у своего старинного приятеля (Владимир Вдовиченков), с которым они служили вместе в армии, теперь же друг стал успешным столичным адвокатом. Сообща герои фильма решают дать отпор зарвавшемуся мэру.
После вступления в силу закона о запрете в кино нецензурной брани, Звягинцеву пришлось переозвучить свою картину, чтобы она могла выйти в российский прокат.