Фильм с хорошими сборами в кинотеатрах теряет из-за пиратов от 0,5 млн до 1,2 млн долларов и более. Такие подсчеты представила программа "Индустрия кино", выходящая на телеканале "Россия 24". Например, блокбастер "Трансформеры" мог бы собрать дополнительно 1,3 млн долларов, или почти 8% кассы.
"Ледниковый период: эра динозавров", который шел в прокате прошлым летом, был нелегально скачан в Сети российскими пользователями 408 000 раз. В кинотеатрах этот фильм посмотрели 8,5 млн человек, таким образом, из-за пиратов мультфильм потерял 4,6% зрителей, цитирует газета "Ведомости" автора передачи Ивана Кудрявцева. Таким же образом лента "Новолуние" потеряла больше 7% потенциальных зрителей, указывает он.
По данным Internet Copyright Management (ICM) - компании, специализирующейся на защите прав киностудий в интернете, число пиратских скачиваний по громким премьерам в Рунете даже больше - в среднем около 1 млн.
Так, число скачиваний фильма "Темный рыцарь" превысило 1,2 млн, а отечественной ленты "На игре" - 400 тыс. Кроме того, у последнего фильма зарегистрировано 300 тыс. нелегальных онлайн-просмотров, рассказал газете директор ICM Максим Кулиш.
Спрос на видеофайлы в Рунете постоянно растет, говорит он, и по сравнению с серединой 2007 года он увеличился на порядок. При этом около 30-35% пользователей, по оценке ICM, качают экранные копии (когда копия снимается с камеры в кинозале), а остальные - копии DVD-качества.
По словам Кулиша, подавляющее большинство торрентов, файлохранилищ и социальных сетей реагируют на обращения правообладателей и удаляют указанные ими ссылки и файлы. Отказываются сотрудничать, по его словам, не более 4% сайтов.
Тем не менее выловить все нелегальные копии в Сети практически невозможно, утверждает он: в ответ на одну удаленную ссылку появляются новые сотни. Кроме того, немногие правообладатели занимаются методичным мониторингом пиратских копий и их удалением, указывает Кулиш: по данным ICM, с 2008 года по настоящее время в Рунете защищались всего 35 фильмов.
Другие эксперты отмечают, что правильно выстроенная защита все же эффективна, особенно в первую неделю после премьеры фильма и прежде всего в борьбе с распространением качественных, а не экранных копий.
Они отмечают, что подсчитывать убытки студий простым умножением числа скачиваний на цену билетов неправильно: часть пользователей, даже не имея возможности скачать нелегальную копию из Сети, все равно бы не пошли в кино. С другой стороны, те, кто начал смотреть "экранку" и убедился в качестве фильма, могут потом пойти в кинотеатр.
В конечном итоге вопрос решается тем, кто первый выстроит систему легальных продаж фильмов спустя недели, а не месяцы после их премьеры и тем самым создаст альтернативу пиратским сайтам, уверены специалисты.