Коллектив Академии русского балета имени Вагановой, а также артисты балета Мариинского театра требуют от Министерства культуры РФ немедленно пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора Академии и Ульяны Лопаткиной на должность худрука Академии.
В письме, направленном российским властям, говорится, в частности, что "последнее кадровое решение Министерства культуры России в лице министра Владимира Мединского и его заместителя Григория Ивлиева о кардинальной смене руководства Академии русского балета вызывает крайне негативную оценку коллективов балета Мариинского театра и Академии русского балета", передает РИА "Новости".
- Цискаридзе оставил на посту прежнего худрука Вагановки Асылмуратову
В обращении указано, что подписавшиеся под ним выражают мнение "об ошибочности и поспешности их (кадровых решений) принятия, непонимании фундаментальных принципов функционирования балетной школы, попрании основополагающих понятий, которые веками служили профессионализму петербургской балетной школы, сохранению и развитию русского балета в целом".
В письме отмечено, что добровольный, но неожиданный для многих уход на заслуженный отдых ректора Веры Дорофеевой и худрука Академии Алтынай Асылмуратовой "наносит непоправимый урон всему административно-творческому потенциалу заведения, прерывает преемственность традиций школы и представляется недопустимым, если не сказать преступным решением". В письме также отмечено, что работа организации практически парализована и уже нанесен огромный ущерб не только престижу самой Академии, но и всей российской культуре.
Авторы обращения отмечают, что общественный резонанс, вызванный решениями Минкульта, негативная реакция на произошедшее профессионального сообщества во всем мире, урон, нанесенный воспитанию будущих поколений молодых артистов балета, "окончательно дискредитировали действия нынешнего руководства культурой страны", и они требуют "немедленного пересмотра принятых решений в рамках действующего законодательства Российской Федерации".
Под обращением подписались представители профессорско-преподавательского состава Академии, а также концертмейстеры, народные и заслуженные артисты России, солисты и артисты балета Мариинского театра. Всего собрано более 100 подписей. Письмо написано на русском, английском, французском и немецком языках.
Тем временем на сайте OnlinePetition продолжается сбор подписей под петицией с призывом позволить ученому совету Академии предложить Минкульту свои кандидатуры на пост ректора и худрука. К утру 5 ноября под документом поставили свои подписи чуть менее 550 человек. Надо отметить, что текст онлайн-петиции отличается от письма гораздо более мягкими формулировками.
В онлайн-петиции говорится, в частности, что подписавшиеся признают талант и заслуги Цискаридзе, но считают, что "пост ректора Академии требует от кандидата и целого ряда других качеств".
Напомним, замену ректора и художественного руководителя Академии русского балета имени Вагановой на экс-премьера Большого театра Николая Цискаридзе и прима-балерину Мариинского театра Ульяну Лопаткину изначально открыто раскритиковали ведущие солисты петербургского балета - Диана Вишнева, Игорь Колб и Илья Кузнецов. Последний заявил, что, отстранив от работы Дорофееву и худрука Академии Алтынай Асылмуратову, "чиновники отняли у Академии душу и сердце".
Экс-директор Академии Вера Дорофеева еще на представлении Цискаридзе коллективу Академии открыто заявила, что ее уход - условие отказа от амбициозного проекта руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева по объединению Академии балета и консерватории с театром. В конце прошлой недели она заявила в интервью, что Валерий Гергиев "хочет захватить здание", которое якобы требуется Мариинскому театру для репетиций. Правда, сам Гергиев немного раньше отверг эти обвинения, заявив, что Мариинке не нужны дополнительные репетиционные залы.
В СМИ отмечалось также, что кадровые перестановки в Академии, произошедшие без видимых причин, выглядят очередной расправой над руководителями, способными на независимость суждений. Дело в том, что еще в начале октября Академия обратилась к Гергиеву с открытым письмом, в котором упрекала его в непонимании реальных проблем подготовки артистов балета. А также в том, что маэстро, проводящий большую часть своего времени за границей, плохо представляет себе суть обучения будущих звезд балета и ситуацию в Вагановке в целом.
Авторы письма назвали инициативу Гергиева объединить несколько разноплановых учреждений в единый центр "беспочвенной" и предложили обсуждать подобные инициативы в профессиональном сообществе, а не прибегать к административному ресурсу (свою инициативу Гергиев напрямую предложил на рассмотрение президенту России).
Письмо, подписанное всем коллективом, как теперь считают в Академии, и стало спусковым крючком скоропостижной расправы с руководством. Тем более что Цискаридзе упомянут в письме как человек, не представляющий себе реальную ситуацию в Вагановке.