Нью-йоркский проект всемирно известного китайского художника Ай Вэйвэя, открывающийся 2 мая, решили не сворачивать, несмотря на вынужденное отсутствие автора, сообщает OpenSpace со ссылкой на The New York Times. Напомним, в воскресенье художник был задержан полицией в пекинском аэропорту, а в четверг китайские СМИ сообщили, что власти обвинили знаменитого художника-диссидента в экономических преступлениях.
2 мая в центре Манхэттена на Пятой авеню, напротив Plaza Hotel, публике будет представлен "Зодиак", двенадцать скульптур Ай Вэйвэя в форме голов зодиакальных животных. Фигуры воспроизводят статуи, похищенные в XIX веке из императорского дворца Юаньминъюань. Ансамбль уже показывался на бьеннале в Сан-Паулу; с 12 мая его можно будет увидеть в лондонском Сомерсет-хаусе.
Проектом занимается организация AW Asia, чей основатель Ларри Уорш сообщил, что скульптуры уже доставлены в Нью-Йорк.
Уорш также добавил, что "агитировать за освобождение художника пока преждевременно, так как никто точно не знает, что с ним случилось". Тем не менее он выступил с официальным требованием дать свободу Ай Вэйвэю, "одному из величайших ныне живущих художников и мыслителей, всемирно уважаемому борцу за права человека".
В понедельник, 4 апреля с требованием освободить китайского художника выступили представители мирового арт-сообщества, в их числе директор Галереи Тейт Николас Серота и скульпторы Энтони Гормли и Аниш Капур. Официальные обращения к китайским властям поступили от правительств Франции и Германии.
Ай Вэйвэй, судьба которого до сих пор остается неизвестной, лишь один в череде десятков интеллектуалов-диссидентов, арестованных в КНР в последние недели: власти страны боятся повторения "ближневосточного" сценария стихийной революции.
В своем Twitter, который регулярно читают около 70 тысяч человек, Ай Вэйвэй публиковал информацию об арестованных китайских диссидентах. На прошлой неделе в интервью немецкой радиостанции ARD художник сказал: "Мне часто в Twitter задают вопрос: "Почему за тобой еще не пришли?" Я не знаю. Но вероятность высока".
Ай Вэйвэй последовательно выступает с критикой Коммунистической партии Китая и действий властей. Он снял документальный фильм об общественном деятеле Фэн Чжэньгу, который более трех месяцев жил на территории токийского аэропорта, так как власти Китая не пускали его на родину. Также художник поддержал вручение Нобелевской премии мира сидящему в тюрьме китайскому диссиденту Лю Сяобо.
Правозащитная деятельность художника постоянно доставляет ему неприятности: прошлой осенью Ай Вэйвэй был помещен под домашний арест, ему не позволили выехать в Киев на церемонию вручения Future Generation Art Prize, а в январе 2011 года власти снесли его мастерскую в Шанхае.
Совсем недавно была отменена ретроспектива Ай Вэйвэя в пекинском Центре современного искусства Улленса. Администрация центра сочла, что "политическая ситуация не располагает" к ее проведению.
Вэйвэй - автор многих нашумевших инсталляций и объектов. Так, например, однажды, размышляя о глобализации, он нарисовал логотип Coca-Cola на настоящей вазе династии Хань. Его мысли о роли китайской промышленности в мировых экономических процессах нашли свое отражение в огромной "Карте мира" из 2000 слоев одежды. Как общественный деятель Ай Вэйвэй проводил собственное расследование гибели детей в провинции Сычуань во время землетрясения 2008 года. Вэйвэй утверждает, что ответственность за огромное число жертв лежит на местных властях, которые присвоили часть средств, выделенных на строительство школ.