http://archi.ru

В минувшую субботу на 92-м году жизни в Москве скончался Виктор Мельников, сын Константина Мельникова, хранитель его наследия и дома в Кривоарбатском переулке. Судьба наследия его отца остается неясной.

Виктор Мельников был художником и жил в Кривоарбатском переулке, в доме, который в настоящее время входит в любую историю архитектуры ХХ века. Попасть в этот дом можно было только по рекомендации.

Как пишет "Коммерсант", это был человек, который владел собственным домом на Арбате. Кроме того, он владел графическим наследием Мельникова. Это графическое наследие не описано и не оценено, но, судя по аналогам, речь идет об очень дорогой коллекции.

Виктор Мельников постоянно настаивал на необходимости передачи всего, чем он владел, государству - для создания музея, но выполнить эту волю очень трудно, отмечает газета. По завещанию у него два наследника. Недвижимое имущество завещано дочери, Екатерине Викторовне Каринской, но с тем, чтобы она устроила в доме музей отца и сына Мельниковых и потом передала дом государству.

Графическое наследие отца и свои работы Мельников оставил государству, но при условии, что они будут храниться в созданном в будущем музее. Домом Мельников владел на правах наследника вместе со своей сестрой Людмилой Константиновной, наследником которой на данный момент является Алексей Ильканаев.

Кроме Екатерины Викторовны у Мельникова есть вторая дочь, Елена Викторовна, которая обладает своими правами на наследство. Два года назад в присутствии журналистов Виктор Мельников обвинил ее в разнообразных грехах и лишил наследства. Однако это решение противоречит российскому законодательству, не позволяющему ущемлять права наследников первой очереди в сфере недвижимого имущества.

Для того чтобы создать в доме музей, нужно выкупить у всех наследников имущественные права на дом. В свое время в Минкульте обсуждалась сумма порядка 2 млн долларов, которая позволяла всем получить аналогичную площадь, но сегодня эта сумма кажется малореалистичной.

Даже если не учитывать, что это отдельный особняк в центре города, а просто взять цену квадратного метра в районе Арбата и помножить на площадь дома, получится сумма в два-три раза большая, отмечает "Коммерсант".

Что касается коллекции, то она до сих пор не описана - эта работа постоянно останавливалась из-за неясности имущественных вопросов. В свое время Виктор и Людмила Мельниковы договорились о неделимости наследства, но непонятно, насколько этот договор распространяется на их наследников.

Как пишет издание, таким образом мы реально сталкиваемся с очередной угрозой потерять наследие Константина Мельникова, и от Екатерины Викторовны Каринской потребуются колоссальные усилия, чтобы исполнить волю отца.

Справка

Дом Мельникова находится по адресу: Кривоарбатский переулок, дом 10. Два огромных белых цилиндра прислонены друг к другу, по периметру расположены шестьдесят небольших ромбовидных окон, создающих образ улья. На фасаде - гигантское, в несколько метров окно. Над окном надпись: "Константин Мельников. Архитектор".

В 1927 году Константин Мельников получил в Кривоарбатском переулке участок земли в несколько соток и приступил к строительству собственного дома-мастерской. Осенью 1929 года семья Мельниковых въехала в новый дом.

Мельников был одним из самых крупных и признанных не только в СССР, но и в мире советских архитекторов. По его проектам в Москве в 20-е годы одновременно были построены несколько рабочих клубов и других зданий.

Мельников был автором павильона СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, где была предъявлена новая, авангардная концепция архитектуры и дизайна. Французы были настолько поражены мельниковским павильоном, что тут же заказали ему проект гаража для такси в Париже. Этот проект так и остался неосуществленным.

В 1933 году персональная выставка Мельникова прошла в рамках знаменитой Триеннале декоративного искусства и архитектуры в Милане, где участвовали все мэтры 20-х годов.

В 1987 году дом Мельникова на Арбате вошел в список памятников архитектуры местного значения и был взят под охрану государства.