Moscow-Live.ru

К знаменательной исторической дате - 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года - в Москве реконструирован Музей-панорама "Бородинская битва". Сегодня состоялось его торжественное открытие, передает ИТАР-ТАСС.

Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспекте задумывалось для демонстрации единственного экспоната - панорамы, которую академик живописи Франц Рубо написал к 100-летию разгрома наполеоновского вторжения в Россию. Открывал панораму - гигантское полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров - лично император Николай II. Но после революции ее не показывали, восстановили лишь к 1962 году.

За всю историю музея панорама до сих пор никогда не реставрировалась, и ее тканевый колпак уже не мог выполнять свою первоначальную функцию - рассеивать свет таким образом, чтобы создавалась иллюзия естественного освещения. Все это восстановлено, а в панорамном зале появились интерактивные этикетки и экраны, которые позволяют рассмотреть ее более детально.

- Первым отреставрированную "Бородинскую панораму" посетил Путин

Это выдающееся произведение по-прежнему занимает центральное место в музее и вновь готово познакомить зрителей с одним из ключевых событий отечественной истории - сражением при селе Бородино. К тому же теперь каждый посетитель может подойти к информационному стенду, нажать на клавишу и на интерактивном экране увидеть описание любого эпизода знаменитой битвы.

"Поменялась сама экспозиция, конфигурация залов, возникли дополнительные площади и, следовательно, возможность для того, чтобы достать экспонаты из запасников и пополнить нашу коллекцию", - сказал журналистам замдиректора музея Владимир Преснов.

Музей-панорама "Бородинская битва" расположен на одном из главных столичных проспектов - Кутузовском, где существует с 1962 года. Однако, кто давно здесь не был, "Бородинскую битву" просто не узнает. Напротив входа после реконструкции появилась колоннада - классический портик в стиле ампир, за которым находится гравюра с изображением Москвы предвоенного периода.

Кроме того, для посетителей приготовлена новая экспозиция. Называется она "Честь Бородинского дня" и представляет собой собрание поистине уникальных раритетов. Так, там впервые выставлены на обозрение личные вещи Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова и других участников Наполеоновских войн. Огромный интерес вызывают также батальная живопись, портреты героев, вооружение, обмундирование и снаряжение обеих противоборствующих армий.

Распахнула свои двери и "Кутузовская изба". Расположенная неподалеку от музея-панорамы, она была закрыта с 1990-х годов. Теперь, после реконструкции, эта часть экспозиции вновь стала доступна для посетителей, представляя исторически достоверную обстановку военного совета в Филях, состоявшегося 13 сентября 1812 года.

Среди более чем 400 экспонатов, пополнивших коллекцию в 2010-11-х годах, есть хирургический набор начала XIX века, приобретенный в США и отреставрированный специально для выставки, ядро и пуля с Бородинского поля, подаренные музею одним из коллекционеров, русские и французские мундиры, сделанные мастерами реконструкторами по технологиям 200-летней давности, паспорт, который был выдан солдату Артамону Лукину, после 25 лет службы.

Современные технологии позволили "оживить" карту Бородинского сражения. "Теперь есть возможность буквально по часам проследить, как менялась конфигурация войск под Бородино", - рассказывают музейщики. Наблюдать за перемещением русской и французской армий посетители музея могут под звуки цокота копыт, скрипа тележных колес и крики солдат.

В ходе реконструкции были проведены работы по комплексному приспособлению зданий музея для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. В фойе появился зал "виртуальной реальности", где будет демонстрироваться 3-D фильм, в котором по-новому раскрыта художественная панорама "Бородино".

На проведение реконструкции, которая должна была закончиться не раньше апреля, в 2010-12 годах выделено 115,7 млн рублей. В список восстановительных работ также включены реставрация памятников Кутузову и мозаичных панно на фасадах музея.

Работа над панорамой "Бородино" началась в 1909 году. Основную художественную задачу Рубо определил так: "Иметь чувство сражения, а не парада". Художник тщательно собирал и изучал исторический и иконографический материал, консультировался с военными историками, дважды бывал на месте сражения. Эскизы утверждал лично император Николай II.

Работа была сделана за невероятно короткий срок - 11 месяцев. Летом 1912 года готовая панорама была доставлена в Москву и стала доступна публике. За пять лет панораму посмотрели около 143 тыс человек.

В начале 1918 года из-за финансовых трудностей панорама была закрыта. Спустя 20 лет, когда Совнарком решил возобновить ее работу, проведение реставрационных работы было признано невозможным. Только после Великой Отечественной войны, летом 1946 года, началось восстановление панорамы, которое специалисты завершили в 1961 году. Тогда же было решено построить для демонстрации панорамы великой битвы специальное здание на Кутузовском проспекте, вблизи Поклонной горы - места, которое непосредственно связано с событиями Отечественной войны 1812 года.

Первым отреставрированную "Бородинскую панораму" посетил Путин

Одним из первых посетителей музея - панорамы "Бородинская битва", который открылся после реставрации и обновления экспозиции, приуроченной к 200-летию Отечественной войны 1812 года, стал премьер-министр РФ Владимир Путин.

Главе правительства, в частности, показали стенд, посвященный победителю Наполеона русскому генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Жемчужина этой части экспозиции - последний прижизненный его портрет, чудом уцелевший при недавнем пожаре во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в Москве в сентябре 2010 года. Другое, менее парадное, изображение Кутузова соткала из своих волос русская монахиня.

Дольше всего Путин задержался у самой панорамы - живописного полотна, длина которого составляет 115 м, а высота - 15 м. Рубо, работавший над ним вместе с помощниками, девять месяцев и поместивший на картине 4 тыс. персонажей, постарался перенести зрителя в деревню Семеновская, где держали оборону русские полки, а за ручьем разворачивалась атака французов.

От картины зрителя отделяет так называемый "предметный план", по которому разбросаны разбитые пушки, стоит зажженная изба, лежит убитая лошадь.

"Если бы Рубо писал полностью правдивую картину, то это было бы довольно просто сделать - ведь все поле было в дыму от пальбы и пожаров",- объясняют музейщики. По их словам, Рубо сознательно уходил от натурализма и ужасов войны, потому что цель его работы, заказанной российским правительством, заключалась в том, чтобы изобразить торжество победы и триумф русского оружия.