9 января в прокат Франции выходит лента Павла Лунгина "Остров" с Петром Мамоновым в главной роли. В России "Остров" получил награду "Золотой орел" в шести номинациях, в том числе за лучший фильм, а также огромное признание зрителей.
По словам режиссера, "Остров" стал огромным общественным явлением в России: телевизионный показ привлек 48% аудитории, что является для страны абсолютным рекордом. Лунгин отмечает, что до настоящего времени в своих фильмах - "Такси-блюза" (1990), "Олигарх" (2002) - он пытался свидетельствовать об эпохе больших потрясений. "Сегодня у меня создается ощущение, что период потрясений завершился и наше общество ощущает потребность в размышлении о вечности, грехе, совести", - заявил режиссер в интервью Le Monde.
Сегодня Россия, по мнению Лунгина, как никогда нуждается в духовности. По его словам, жители страны погрязли в безудержной погоне за деньгами и успехом. Материальное положение людей улучшилось, но они не стали счастливее. "Я хотел сделать картину в пику этой материалистической идеологии. Вчера мы мечтали о демократии, общественной взаимопомощи, эмансипации женщин. Сегодня нас ждет другой идеал, новая религия. Россия уже не знает, куда идет, ей необходима духовность. Эта страна напоминает мне Древний Рим, где пресытившихся людей кормили бесплатно и развлекали играми в Колизее, где с гладиаторами обращались как с рок-звездами. Мир, посвященный удовольствиям, где в катакомбах рабы рисовали на стенах рыб", - отмечает он (полный текст на сайте Inopressa.ru).
По словам Лунгина, герой его ленты принадлежит к традиции блаженных, религиозных шутов, обладающих даром прозревать прошлое и будущее. "Эти люди ходили босиком по снегу, заковывали себя в цепи, бичевали себя. Народ их уважал, потому что для него они были духовными авторитетами. На Красной площади есть собор, его всегда на открытках изображают. Он посвящен Василию Блаженному – юродивому, ходившему нагишом и бросавшему куски сырого мяса в лицо царям. Он осмеливался говорить правду, рискуя лишиться головы", - говорил режиссер.
Герой Павла Лунгина не совершает чудеса - он учит. К примеру, чтобы вразумить своего игумена, слишком сильно привязанного к комфорту и превратившегося в мини-начальника, он мажет сажей дверную ручку, показывая тому, что он боится запачкать руки. "Чудо несовместимо с современной повседневной жизнью. Это понятие недоступно пониманию со времен эпохи Возрождения по причине отказа от мистики и навязчивой идеи рациональности. Чудо возможно только при условии разрушения нашего стиля жизни и умения ждать смерти без страха", - считает режиссер.
По словам Лунгина, "Остров" основывается на двух идеях. Первая заключается в том, что Бог есть. Вторая – что человека делает человеком способность испытывать стыд, угрызения совести, раскаяние. "Все мы грешники, и все мы умрем. Исходя из этого, бесполезно искать смысл, спрятанный в "анекдотах" фильма. Я понял, что простая история – как губка, вбирающая в себя различные смыслы, которые каждый может интерпретировать по-своему", - отмечает он.