Картина, которая считается одной из самых смелых работ прославленного французского художника, впервые покинула Музей современного искусства в Париже, сообщает "Первый канал". Картина "Танец" выставлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Монументальное полотно Анри Матисс создал в 30-х годах прошлого века по заказу американского коллекционера. Картина выполнена в оригинальной технике и, подобно гигантскому пазлу, собрана из отдельных фрагментов.
Французские художники конца XIX - начала XX столетия часто изображали в своих полотнах танец: "голубые балерины" Дега и танцовщицы кабаре Тулуз-Лотрека. Анри Матисс тоже не прошел мимо этой темы. "Я очень люблю танец. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем", - признавался мастер.
Первый хоровод появился в раннем полотне художника "Радости жизни". Эта тема нашла свое развитие 4 года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно "Танец" и "Музыка", заказанными известным русским коллекционером и меценатом С. И. Щукиным. Но еще до того, в 1907 году мастер исполнил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив. После этого Матисс приступил к созданию монументального полотна для московского особняка Щукина.
"Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола... Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив", - писал Матисс. Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины, отмечает сайт "Русский Антиквариат".
Не случайно почти четверть века спустя Матисс вновь возвращается к теме танца. Заказ, поступивший в 1930 году от известного американского коллекционера Альберта Барнса, и в самом деле был непростым: декоративное полотно следовало разместить в арочных сводах над окнами. Выбор темы и технику исполнения клиент оставил на усмотрение художника.
"Танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (от французского -"вырезать").
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем прикреплялись к основе булавками. Последний этап -нанесение краски на холст - проходил с помощью маляра.
Панно "Танец" существует в трех вариантах. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Во второй, уже практически завершенной полноценной работе Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательный вариант был одобрен клиентом.
"Бракованный" художник довел до ума и в 1936 году уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства Парижа.
Сегодня "Танец" справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея - недаром для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Картина была намертво закреплена над тремя окнами в арочных сводах и, по честному признанию директора музея, "не предполагает возможности транспортировки".
Однако Музей современного искусства Парижа закрылся на долгосрочную реконструкцию. Уникальное панно отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь прибыло в ГМИИ имени Пушкина. В ГМИИ "Танец" пробудет до 14 ноября.