В среду, 9 сентября, в галерее Artstory открывается выставочный проект "Борис Маркевич. Я - график", посвященный творчеству выдающегося мастера книжной иллюстрации и акварели.
В экспозицию войдут около 300 работ Бориса Маркевича. Самые ранние из представленных акварелей относятся к 1950-м годам, позднейшая графика - к концу 1990-х. Кроме широкого хронологического охвата, выставку отличает жанровая и тематическая универсальность. Здесь все, над чем работал художник: акварели, обложки к книгам, шрифтовые композиции, эскизы почтовых марок, иллюстрации к произведениям российских и зарубежных авторов. Среди них знаменитые иллюстрации к "Мастеру и Маргарите", а также десятки рисунков к рассказам Михаила Зощенко, сообщают организаторы выставки.
"Борис Маркевич смело ломал устоявшиеся стереотипы в подходе к оформлению книги. Он отверг господствовавший в то время принцип повествовательного иллюстрирования и предложил свой подход в виде живого, подвижного и энергичного рисунка пером или кистью. В прошлое ушли иллюстрации, похожие на станковые картины, уменьшенные до размера книжной страницы. Как и ситуация, когда иллюстрации к литературному произведению и книжный дизайн выполняли разные авторы. Маркевич увидел книгу как целостный объект, в котором все элементы - от шрифта до иллюстраций - делались одной рукой. В области шрифтового дизайна Маркевич сломал правильные горизонтали строк, резко изменил пропорции знаков, предложив острую, колючую пластику новых буквенных начертаний. К каждой книге художник искал свой пластический ключ. За свою жизнь Борис Маркевич проиллюстрировал и оформил книги многих авторов зарубежной, русской и советской литературы, таких как Пушкин, Тургенев, Булгаков, Хемингуэй, О'Генри, Диккенс, Сэлинджер, а также десятки детских книг", - говорится в анонсе к открытию экспозиции.
С конца 1950-х годов художник начал писать акварели, которые сразу привлекли внимание специалистов - прежде всего новаторским подходом к хорошо известной технике. Акварели Маркевича отличает непривычная глубина, густота и "живописность". Обе ипостаси мастера - книга и акварель- существовали параллельно, не перетекая одна в другую, хотя часто пересекаясь. Его акварельные пейзажи, натюрморты и интерьеры воспринимаются как колористические сюиты, объединенные философским созерцательно-медитативным настроением, где фирменным знаком стала математическая выверенность всех элементов цветотональной композиции.
Работы 1960-1980-х годов лишены какой бы то ни было "красивости". Они отличаются сдержанным, монохромным, подчас откровенно мрачным колоритом и ярко выраженной скульптурностью, "вещественностью". Искусствоведы считают, что Маркевич первым соединил эстетику "сурового стиля" и технику акварели (до него мастера "сурового стиля" работали преимущественно в станковой живописи). Невзрачность и бытовая приземленность сюжетов, скудность изображенных интерьеров, прозаичность жанровых сцен открыли зрителю иную, метафизическую ипостась русского космоса, его мощное эпическое начало.
В 1976 году Борис Маркевич с женой - художником Алевтиной Власовой - приобрели дом в деревне Глазуново Тверской области, где жили и работали четверть века. Глазуновские пейзажи, относящиеся к 1990-м годам, выполнены уже в новой для художника технике алла прима и сочетают экспрессивное начало с тонкой лиричностью. Сегодня среди специалистов и коллекционеров особенно популярна серия, где автор в широко прописанную плоской кистью основу включает самые простые, обыденные предметы и детали, выполненные в технике "тонального пуантилизма". Эти работы также созданы в Глазуново в 1990-е годы.
К ретроспективе известного московского художника-графика, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Бориса Маркевича галерея Artstory издает сборник с его иллюстрациями - "8 рассказов" Михаила Зощенко. У этой книги есть своя судьба и своя история, о которой рассказал сын художника Егор Маркевич.
В 1970 году ленинградское издательство "Художник РСФСР" предложило Маркевичу сделать сборник рассказов Михаила Зощенко, причем не в издательском варианте, а в том, который предложит художник. Подбор рассказов, количество иллюстраций, формат, шрифт, возможности полиграфии - все отдавалось на усмотрение художника.
К сентябрю 1971 года, ровно в срок, работа была закончена и легла на стол главного редактора издательства, оригиналы были подписаны в печать. Однако оригиналы были изъяты из производства, набор рассыпан, руководство издательства наказано "за самодеятельность". Спустя 44 года книга выходит в свет в авторском варианте Бориса Маркевича.