После короткого июльского перерыва фестивальный киномарафон в России возобновился. 8 августа стартовал водоплавающий "КРОК", в пятницу в Выборге открывается "Окно в Европу", 16 августа в Благовещенске начинается "Амурская осень", 25-го Владивосток накроют "Меридианы Тихого", в первых числах сентября в Ялте ожидается российско-украинский кинофорум, а 13 сентября в Анапе грядет "Киношок". В том же сентябре один за другим идут и международные кинофестивали - Венеция, Сан-Себастьян, Монреаль, Торонто. У киножурналистов, призванных освещать кинематографические события, уже почти закружились головы, пишут "Новые известия".
Однако для специалистов проблемы выбора нет. "Аниматоры" плывут вместе с "КРОКом", где всегда подбирается представительная программа мировой мультипликации. Те, кто гонится за мировыми новинками, нацеливаются на Италию и Канаду. Поклонники восточноазиатского кино мыслями уже на Тихом океане.
Представители кинобизнеса собираются в Ялту, ценители молодежного киноэкстрима и "держатели" остатков постсоветского культурного пространства ждут "Киношока", а те, кто хочет наесться российским кино перед 8-месячным голодным пайком до следующего "Кинотавра", собрались в Выборге.
Там сегодня открывается один из наиболее престижных отечественных смотров. С этого дня в 14-й раз небольшой город на границе с Финляндией станет местом встреч мастеров экрана со зрителями, просмотров новых фильмов, а главное - творческого состязания российских кинематографистов, задача которого - выявить наиболее интересные тенденции развития современного киноискусства.
Как всегда, на нынешнем фестивале будут проходить три конкурса - игровых, документальных и анимационных фильмов, а оценивать их предстоит членам трех отдельных жюри. Их возглавляют видные представители своей профессии - Александр Прошкин, Гарри Бардин и Александр Гутман. На их суд представлено более 50 картин.
В игровом конкурсе 10 картин, из которых 5 совсем не засвеченных - "Кружение в пределах кольцевой" Рамиля Салахутдинова, "Последний забой" Сергея Боброва, "Пробуждение" Станислава Лебедева (все - дебюты), "Граффити" Игоря Апасяна и "Мечта" Сергея Снежкина. Четыре картины - "977" Николая Хомерики, "Маяк" Марии Саакян, "Нелегал" Бориса Фрумина и Юрия Лебедева и "Многоточие" Андрея Эшпая видели немногие, а "Питер FM" Оксаны Быченковой успел пройти в прокате и даже собрал более 7 миллионов долларов. Вне конкурса ожидаются две "жанровые" премьеры - триллер "Блюз опадающих листьев" Александра Михайлова и Эдуарда Реджепова и комедия "Ненасытные" Руслана Бальтцера, создателя хита "Даже не думай!".
Документальный конкурс включает уникальную реставрацию ленинградской хроники военных лет, предпринятую Сергеем Лозницей ("Блокада"), "Москва - Батум" Никиты Воронова, в котором иначе, чем раньше, трактуются отношения Михаила Булгакова с советским режимом, и другие интересные работы.
В конкурсе анимации - уже привычные "серии" двух больших проектов: "Гора самоцветов" (сказки народов России), "Колыбельные мира" и "Смешарики", два новых выпуска "Ну, погоди" Алексея Котеночкина и несколько новых лент.
Интеллектуальная часть Выборгского кинофестиваля включает "круглый стол" российских и финских документалистов, презентацию международной кинобиржи "Платформа" и дискуссии, посвященные юбилярам 2006 года - фильмам "Сорок первый" Григория Чухрая (50), "Вертикаль" Станислава Говорухина (40), "Пловец" Ираклия Квирикадзе (25) и другим известным советским картинам.
Впервые в истории отечественных кинофестивалей будут проведены открытые заседания всех трех жюри, на которых смогут поговорить о программах и пролоббировать своих фаворитов все участники кинофестиваля, включая кинокритиков. После этого жюри отправится на тайное совещание, где примет окончательные решения, которые будут оглашены на закрытии фестиваля 18 августа.
Победителей ждут традиционные призы - "Большая Золотая ладья" будет вручена в результате зрительского голосования по всем игровым фильмам программы (конкурсным и внеконкурсным), а ладей обычного размера, золотых и серебряных, присудит профессиональное жюри, за исключением жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, которое, как обычно, выдаст своему лауреату "Слона".
Идея проведения фестиваля "Окно в Европу" родилась в Москве по инициативе русско-европейской киноассоциации, которая ставила задачу содействовать возрождению авторитета российского кино и продвижению его в отечественный и зарубежных прокат. Сейчас в его проведении участвуют также Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Союз кинематографистов России.