На прошлой неделе телеканал "Россия" закончил показ нового сериала по роману Льва Толстого "Война и мир", в 1967 году блестяще экранизированного Сергеем Бондарчуком. Над новой экранизацией романа "Война и мир" работали творческие коллективы из России, Франции, Германии, Италии, Испании и Польши. Бюджет картины режиссера Роберта Дорнхельма составил 26 миллионов евро.
Андрея Болконского в фильме сыграл Алессио Бони, Наташу Ростову - Клеменс Поэзи. Владимир Ильин исполнил роль Михаила Кутузова, а Игорь Костолевский - императора Александра I.
Об исторических неточностях нового четырехсерийного фильма, снятого по роману Льва Толстого "Война и мир", пишет газета "Московский корреспондент" со ссылкой на историка Тимофея Шевякова.
При Аустерлице Александр I одет в некий однобортный мундир с эрзац-преображенским шитьем. И, самое главное, в петлице у императора красуется орден Георгия Победоносца IV степени, который он возложит на себя лишь месяцем позже.
Такой же конфуз случился и с образом главнокомандующего союзными войсками в "битве трех императоров" - Михаиле Кутузове, у которого в фильме на мундире виден австрийский орден Марии-Терезии. При этом орден, полученный полководцем опять-таки месяц спустя, почему-то висит вместе с аксельбантом.
Наконец, Денисов, который по роману маленького роста, в сериале просто гигант.
Передача образа самого сражения у историка тоже вызывает серьезные нарекания. Русские двигаются в шахматном порядке, а мечущийся Кутузов вопит: "Сашка, съе…вай, лягушатники идут". По мнению Шевякова, даже знаменитая шляпа французского императора в фильме сама на себя не похожа.
Не все ладно и с постановкой знаменитой встречи двух императоров, Александра и Наполеона, в Тильзите, хотя она подробно описана у мемуаристов. В действительности, на плоту, который французские саперы за ночь сколотили посреди реки Неман, было два закрытых шатра: малый - для свиты, большой - для императоров. А лодки, на которых подплывали на переговоры правители двух держав, были шлюпками с десятками гребцов на каждой, в то время как в фильме показаны "какие-то плоскодонки за пять рублей в час", сокрушается эксперт.
Также упущен важный момент - шлюпка Наполеона причалила первой, после чего он выскочил, подбежал к противоположному краю плота и подал руку Александру. "Этот казус, кстати, послужил причиной формирования в России тремя годами позже Гвардейского Экипажа", - утверждает Шевяков.
Согласно первоначальному протоколу, шлюпки Наполеона и Александра одновременно отчаливают от противоположных берегов Немана, а затем одновременно пристают к плоту, чтобы уравнять положение двух императоров. Но реалии оказались далеки от плана.
Дело в том, что шлюпка Наполеона была укомплектована гребцами созданного к коронации, в 1804 году, батальона Гвардейских моряков. "А гребцов для шлюпки Александра подобрали из числа чинов Преображенского полка, которые, извиняюсь, "гребсти" особо не умели", - поясняет историк.
Таким образом Наполеон оказался эдаким "хозяином плота", хотя встреча изначально задумывалась на импровизированной нейтральной территории. "Русский император этим обстоятельством был раздосадован - и в 1810 году, через три года после Тильзитского свидания, приказал сформировать Гвардейский флотский экипаж из лучших чинов флота и придворных Гребецких и Яхтенных команд", - добавляет Шевяков.
В сюжете приезда Болконского в деревню показаны русские народные танцы, которые сопровождаются игрой на гармонике, гуслях и балалайке. Однако гармоника появится в России только после войны 1812 года и заграничных походов, поскольку его заимствовали у итальянцев. Напротив, гусли и балалайка позднее XVII века в России практически не встречаются.
"Непристойный" вальс
Исторические несуразицы продолжаются на балу. В кадре появляется обер-офицер с орденской лентой через плечо, а также сам император, обутый ни много ни мало в сапоги. Однако в то время существовала специальная бальная форма, включавшая в себя белые чулки и башмаки с пряжками.
Само место проведения бала - Зимний дворец - выглядит странно, если известно, что это предновогодний бал у "екатерининского вельможи". А уж приглашение на танец, с которым Александр обращается к Элен, воспринималось бы светским обществом того времени как признание ее своей любовницей, говорит историк.
Наконец, существовал и бальный регламент, согласно которому император должен был открывать бал с хозяйкой дома, а не с приглашенной Элен.
И если бывший тогда в новинку полонез могли танцевать на балах в России, то вальс уж точно выглядит анахронизмом. "Неприличный танец просто умилил. Не танцевали его в России. Не-при-стой-но", - добавляет Шевяков.
Нет мундиров и обнаженной груди
Сильную досаду у эксперта вызывают костюмированные экспромты постановщиков. "Братцы, сейчас издано множество книг по истории моды. То, что можно видеть в этом сериале а-ля Юджин О'Негин - британская мода периода 1820-30-х годов", - сокрушается историк. По его словам, в России "все выглядело, мягко говоря, иначе", что наглядно демонстрирует "колоссальное число портретов того времени", дошедшее до наших дней.
Эксперт обращает внимание на то, что в фильме нет ни одного придворного или статского мундира, в то время как это была эпоха именно "мундирная". В частности, поэтому Пьер Безухов выглядел "белой вороной".
Сцена в театре выглядит так, как будто авторы сериала невнимательно читали Льва Толстого. Долохов стоит у рампы в псевдосеменовском мундире, а Анатоль - в псевдогусарском. Однако в первоисточнике ясно сказано, что у первого костюм "персидский", а у Курагина - мундир адъютанта по легкой кавалерии.
Есть неточность и в образе Элен. "Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена)", - цитирует первоисточник Шевяков.
По его словам, Элен одевалась по революционной французской моде, совершенно открывавшей грудь либо большую часть груди. "В свете это не считалось непристойным, но было эдаким "якобинством", как длинные волосы у молодых людей, - добавляет историк. - Впрочем, император на эту моду смотрел благосклонно".
По мнению эксперта, авторы сериала зря убрали из сюжета всю масонскую линию, поскольку она должна объяснить решение Пьера убить Наполеона.