В Санкт-Петербурге открылась уникальная выставка, на которой представлены две картины Рембрандта, имеющие одно название - "Жертвоприношение Авраама". Одно полотно - из коллекции Эрмитажа, другое - из Старой Пинакотеки в Мюнхене.
"Когда рядом висят два шедевра - ничего лучшего для людей, любящих искусство, быть не может, чем возможность смотреть и сравнивать", - заявил накануне на открытии выставки "Жертвоприношение Авраама. Две версии одной композиции" директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
На полотне "Жертвоприношение Авраама", купленном для Эрмитажа Екатериной II, стоит подпись Рембрандта, и сомнений в его авторстве никогда не возникало. Однако произведения мастера часто копировались в его мастерской, и трактовка ветхозаветного сюжета из мюнхенского музея считается такой копией.
По словам хранителя картин Рембрандта в Эрмитаже Ирины Соколовой, это как раз тот случай, когда надо уподобиться детям и искать "10 отличий" между двумя версиями. "В эти годы у Рембрандта было два ученика, уже достаточно зрелых. Мы специально повесили рядом ранние произведения Говерта Флинка и Фердинанда Боула, чтобы можно было сравнить", - рассказала хранитель.
Картины выставлены в открывшемся после реставрации зале Школы Рембрандта, передает "Интерфакс". Эрмитаж предлагает сравнить также "Жертвоприношения" с другими произведениями Рембрандта и его школы.
Вновь открывшийся зал музейщики решили сделать в традициях экспозиции XIX века, представив голландскую живопись эпохи Рембрандта наиболее разнообразно. Для этого многие полотна, ранее практически не выставлявшиеся, были извлечены из запасников и отреставрированы.
"Эрмитаж настойчиво объясняет миру, что есть не только Рембрандт, но и его ученики, которые жили и творили вокруг него", - подчеркнул на открытии выставки Михаил Пиотровский.