Reuters

В результате пожара в Реставрационном центре имени Грабаря уничтожено большое количество картин и икон, находившихся на третьем этаже. По некоторым данным, огнем могли быть уничтожены крупноформатные произведения искусства - картины, свернутые в рулоны, находились на верхнем этаже, пишет "Коммерсант".

По словам одной из сотрудниц центра, ущерб, нанесенный произведениям искусства, может оцениваться миллионами рублей. При этом она отметила, что предварительная оценка ущерба может быть сделана в ближайшие несколько дней, когда сотрудники получат доступ ко всем картинам и изучат их состояние, передает "Интерфакс".

"Пока мы доподлинно не знаем, сколько экспонатов удалось спасти. На хранении и реставрации в центре находились самые разные произведения искусства, в том числе картины и иконы 17-19 веков", - сказала собеседница агентства на условиях анонимности.

"Вполне понятно, что предметы искусства, попавшие в реставрационный центр, и так находились не в самом лучшем состоянии. Что с ними могла сделать копоть и жар от огня, а также вода, страшно себе представить", - отметила сотрудница центра.

- Здание охраняют от мародеров, пожарные откачивают воду и пену
- Предварительная версия - крыша загорелась от паяльной лампы
- Отвечать за гибель произведений искусства будет сам центр Грабаря

Сотрудники Реставрационного центра им.Грабаря ранее уже выразили опасение, что картины и иконы, не пострадавшие в пожаре, могут быть безвозвратно повреждены водой.

"На третьем этаже, где происходил пожар, находилось достаточное количество художественных экспонатов разных эпох и стран, которые находились на реставрации, однако на первом и втором этажах реставрационного центра также находится большое количество различных предметов искусства, которые, по сути, собой представляют настоящий музей", - рассказала ранее агентству сотрудница центра, находящаяся на месте пожара.

Она отметила, что художественные произведения, которые не затронуты огнем, пострадают от воды, которую в большом количестве использовали пожарные, чтобы пролить горевшие конструкции здания реставрационного центра. "Вода неизбежно повлечет возникновение плесени на картинах и иконах", - сказала сотрудница центра.

Как сообщила журналистам руководитель пресс-службы Минкульта Наталья Уварова, из здания уже вывезено более 60 картин и свыше 50 графических работ. Она отметила, что сейчас нельзя сказать, какие ценности были утрачены в результате пожара.

Уварова подчеркнула, что прямо на месте пожара развернут штаб, в котором реставраторы принимают меры по восстановлению картин, скульптур, икон, которые могли пострадать от огня и воды.

По словам сотрудников музея, достоверно известно, что из огня на третьем этаже спасателям удалось вытащить 4,5-метровый конный портрет Александра I, находившийся на реставрации. В МЧС утверждают, что большинство находившихся в Центре имени Грабаря художественных ценностей спасены.

Известно, что удалось спасти несколько ящиков с художественной графикой, принадлежащих одному из ведущих российских музеев.

В центре находились на реставрации около четырех десятков предметов из коллекции псковского музея - в основном иконы и оклады к ним, шитье. Как сообщила журналистам заведующая научно-фондовой работой музея Ольга Васильева, только одна икона Рождества, находящаяся на реставрации в ВХНРЦ, оценивается в 12 млн евро.

Новгородский музей-заповедник отправил на реставрацию ВХНРЦ шесть довольно объемных и сложных предметов - портреты Александра I (неизвестного автора) и Екатерины II (кисти Джорджа Доу) XIX века и литургические предметы из Грановитой палаты (XVI век), среди которых две рипиды - массивные серебряные посохи, которые венчают ажурные диски, - Евангелие и две средневековые иконы.

На реставрации в центре находились также несколько экспонатов из коллекции Государственного музея им. А.С.Пушкина, а также экспонаты музея-панорамы "Бородинская битва". По словам сотрудника музея Лидии Ивченко, приехавшей на место пожара, музейные работники пока не могут прояснить судьбу прижизненного портрета полководца Михаила Кутузова. Пропали также и другие ценности - гравюры 1812 года, сообщает Infox.ru.

Здание охраняют от мародеров, пожарные откачивают воду и пену

Сейчас около сгоревшего в четверг реставрационного центра по-прежнему находятся порядка 10 пожарных машин, здание оцеплено сотрудниками милиции, которые охраняют помещения от возможного проникновения мародеров.

Внутрь здания по-прежнему не пускают сотрудников реставрационного центра. Пожарные откачивают воду из подвальных помещений, удаляют пожарную пену из помещений центра. По их словам, некоторые комнаты и коридоры заполнены пеной от пола до потолка.

Городские службы приводят в порядок улицы вблизи сгоревшего здания. В частности, по улице Радио и соседним переулкам постоянно курсируют поливомоечные машины, пытающиеся смыть большое количество пены с проезжей части.

Также убирается и вывозится мусор, образовавшийся в ходе ликвидации пожара. Движение общественного и частного транспорта осуществляется в нормальном режиме.

После пожара здание стало полностью непригодно для использования, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на высокопоставленный источник в правоохранительных органах города, работающий в настоящее время на месте ЧП.

Между тем, опасность возгорания в здании до сих пор сохраняется. "Пожарные уже в течение 20 часов продолжают работы на месте ЧП. В настоящее время внутри здания ведется проливка мест, откуда периодически начинает появляться дым", - сказал собеседник агентства.

По его словам, пожарные также ведут разборку завалов, на месте работают и представители руководства реставрационного центра.

Предварительная версия - крыша загорелась от паяльной лампы

Как сообщает "Маяк", началась доследственная проверка по факту пожара. По предварительной версии, возгорание могли спровоцировать ремонтные работы. С утра в здании чинили крышу, при этом рабочие использовали паяльные лампы. Вначале загорелся утеплитель, а затем огонь по деревянным конструкциям распространился по всему помещению.

Пожар в трехэтажном здании в Москве на улице Радио, 17, начался накануне в 13:30. По предварительным данным, очаг возгорания находился в мансарде, которая выгорела практически полностью. Первые пожарные расчеты прибыли на место происшествия уже через несколько минут, однако к тому времени огонь бушевал уже на площади около 500 кв. м.

В борьбе с огнем героически погибли двое сотрудников МЧС. Они выводили людей из горящего здания, но сами не смогли вовремя покинуть объятые огнем помещения. Их тела были обнаружены в одном из помещений центра. По предварительным данным, сотрудники МЧС задохнулись. "Они умерли уже на улице. Их вынесли на руках. Они, видимо, сильно надышались дымом", - сказал "Газете.ру" источник в МЧС.

В тушении пожара, которому присвоили третью категорию по пятибалльной шкале сложности, было задействовано 65 единиц пожарной и спасательной техники, включая три вертолета Ка-32, которые произвели на горящее здание более ста сбросов воды из пятитонных емкостей "бэмби-бакет". Общая площадь пожара, локализовать который удалось лишь через три с половиной часа, составила 2 тыс. кв. м.

Отвечать за гибель произведений искусства будет сам центр

Директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ Рамазан Колоев и заместитель министра культуры России Павел Хорошилов, побывавшие на месте происшествия, сказали, что уже нашли хранилище, куда можно временно поместить все спасенные из ВХНРЦ произведения.

Что же касается погибших в огне картин, икон и прочих ценностей, то ответственность за их судьбу полностью лежит на ВХНРЦ. Как стало известно "Коммерсанту", в типовом договоре, который подписывают частные лица, сдающие произведения на экспертизу, сказано: "Исполнитель несет полную материальную ответственность за сохранность произведения с момента его приема от заказчика и до выдачи его заказчику, за исключением случайной гибели или случайного повреждения в результате действия обстоятельств непреодолимой силы".

Справка

Квартал между улицей Радио, Большим Демидовским переулком и Новокирочным, в котором находится горящее здание, ранее занимал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здесь действовала первая в Москве аэродинамическая труба. После вывода ЦАГИ в Подмосковье его здания унаследовал Всероссийский институт авиационных материалов. В наши дни корпус ВИАМ на углу Бауманской улицы был передан Реставрационному центру имени И.Э.Грабаря.

Всероссийский научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) был основан в 1918 году по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря, руководившего им вплоть до 1930 года. В центре работают и теоретики искусства, и реставраторы-практики. Основные научные направления реставрационной деятельности центра - древнерусская живопись, русская живопись XVIII века и научная экспертиза живописных и графических произведений.

Среди наиболее известных произведений, сохранившихся благодаря специалистам центра, - "Троица" Андрея Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.

Игорь Грабарь - известный русский и советский художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса.

В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех ответственных постов и вернулся к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который стал невероятно популярен. Секрет прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.