В пятницу, 20 ноября, в венском оперном театре "Сирена" состоится премьера оперы "Ходорковский" в постановке Кристины Торнквист на музыку Периклиса Лиакакиса.
В основу спектакля легла история отношений между Михаилом Ходорковским и Владимиром Путиным в период между 1989 и 2013 годами. Пресс-служба театра пишет о либретто как о "королевской драме", в то время как сайт Ходорковского скромно называет драму "исторической".
"Основная часть либретто была написана еще в 2013 году, до внезапного освобождения бывшего главы ЮКОСа из тюремного заключения. Таким образом, освобождение МБХ в опере не освещено, оставляя финал истории открытым, но с надеждой на будущее. В произведении, помимо противодействия "сильных мира сего", также затронута тема "маленького человека". Вторая сюжетная линия представлена героями Иваном и Наташей, чьи персональные судьбы становятся символом трагедии, поскольку на фоне исторических персонажей остаются незаметными", - говорится в анонсе спектакля.
Сайт Ходорковского публикует фотографии с репетиций оперы, на которых исполнитель роли Путина Александр Майр в шубе и шапке, напоминающей об эпохе застоя и Владимире Мономахе одновременно, позирует на фоне черепа оленя с рогами. Затем у того же черепа появляется актер Клеменс Колбл в ушанке, символизирующей, очевидно, тюремный опыт Ходорковского.
"Либретто Кристины Торнквист включает в себя не только королевскую драму между Ходорковским и Путиным, но и сложный исторический фон периода с 1989 по 2013 годы, изменение отношений между бизнесом и правительством, а также отношения между героями, которые поначалу ничем не отличаются - двое молодых, амбициозных людей, которым нечего терять. Исторические события переплетаются с финансовыми ошибками, политическими интригами и становятся канвой для карьерного роста героев. Но как только они поднялись на самый верх, проявилась разница характеров. В то время, как один думал о своей территории и защищал ее, другой рисковал всем", - отмечается на сайте театра "Сирена".
Чтобы создать атмосферу описываемой эпохи, создатели оперы добавили в оркестр баяны, а оперных певцов смешали с артистами перформанса. Среди действующих лиц есть как реальные, так и вымышленные персонажи - Михаил Ходорковский, Марина Ходорковская, Владимир Путин, Игорь Сечин, Леонид Невзлин, Алексей Пичугин, Владимир Петухов, Роман Абрамович, Иван Иванович, Наташа, журналистка Ксения Критиковская, Матео Тициани, пиарщица Катя, а также героиня по имени Фортуна. На сцене также присутствуют голова Ленина и матрешка Ельцина, медведь, серп и молот, ковер.
Стоит отметить, что события российской истории не раз вдохновляли композиторов на создание опер. Так, например, Екатерина II для пропаганды своего "греческого проекта" сочинила либретто "Начальное управление Олега" и пригласила троих композиторов для работы над оперными партиями. Задуманное продолжение о Рюрике оказалось "сценически нежизнеспособным", а третья часть драмы, посвященная князю Игорю, так и не была дописана.
"Золотой петушок" Римского-Корсакова, написанный в 1905 году, был, как отмечали советские искусствоведы, вдохновлен революцией 1905 года и "горько и едко" обличал самодержавие. Либреттист Владимир Бельский значительно переработал сказку Пушкина, развив ее в духе политической сатиры. В итоге до 1917 года спектакль шел с цензурными изменениями. В 30-е годы постановщики переносили отдельные действия оперы в баню, добавляя спектаклю критического звучания, однако современные постановщики, стоит признать, больше интересуются внутренней жизнью царя Додона.
Острополитической была и последняя опера Сергея Прокофьева. В основу ее легли биография героического летчика Алексея Маресьева и написанная по ее мотивам Борисом Полевым "Повесть о настоящем человеке. Вопреки советским анекдотам о партии для хора врачей "Отрежем, отрежем Маресьеву ногу" и ответах главного героя "Не надо, не надо, я буду летать!" реальный диалог выглядел так: "- Резать и никаких разговоров! - Нет, только не это! - Резать, резать - иначе погибнешь!"
Прокофьев получил заказ на эту оперу в 1947 году, когда посадили его жену Лину. В 1948 году закрытый показ "Повести о настоящем человеке" завершился разгромом, композитора обвинили в формализме, несоответствии концепции социалистического реализма и недостаточном отображении роли партии в победе. Еще одна попытка поставить оперу была предпринята в 1960 году, но сделать это удалось только после серьезной переработки либретто и удаления части музыкальных сцен. Впервые опера была показана в авторской редакции в 2015 году, сообщал телеканал "Культура".
Posted by sirene Operntheater on 6 августа 2015 г.