mk.ru

Из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) было похищено около двух тысяч рисунков Якова Чернихова, порядка трехсот работ удалось вернуть.

"После того как мы провели проверку в архиве, мы обнаружили, что там не хватает около двух тысяч рисунков (Чернихова - ред.). Выяснилось, что система учета и хранения в РГАЛИ была перепутана специально, с тем, чтобы была затруднена возможность сравнения документов. Мы еще не можем до конца определить размеры потерь, это серьезный кропотливый труд", - сообщил в четверг "Интерфаксу" глава Росохранкультуры Борис Боярсков, совершающий рабочую поездку по Дальнему Востоку.

При этом он отметил, что "те люди, которые выставили на аукционы похищенные рисунки, являются добросовестными антикварами. Они не заинтересованы в том, чтобы их доброе имя было рядом со списком изделий криминального происхождения".

"Все, что у этих антикваров было, около трехсот работ, они сразу же вернули", - подчеркнул глава Росохранкультуры. Теперь, по его словам, "все то, что они продали, они сейчас сами скупают и возвращают". "Я думаю, что значительную часть этих рисунков мы получим", - отметил Боярсков.

На прошлой неделе Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) объявила, что в результате проверки учета и хранения в РГАЛИ были вскрыты факты хищения рисунков известного архитектора и художника Якова Чернихова. Это произошло через несколько дней после выявления кражи нескольких сотен экспонатов из Эрмитажа.

Как сообщил советник главы Росохранкультуры Евгений Стрельчик, "по предварительным оценкам, стоимость похищенного составляет несколько миллионов долларов".

Яков Чернихов

Яков Чернихов родился в 1901 году, окончил Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием "архитектора-художника". Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто "бумажной" архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры (ОСА; 1930), Орнамент, Конструкция архитектурных и машинных форм и Архитектурные фантазии (1933).

Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма ("Везде и всюду заменяйте слово графикой", - этот лозунг звучит уже в первой из его книг).

Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу Аристография, демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как "изображение лучшего"). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы Архитектурная романтика, 1930-1944; Старые города, 1933-1943).

Умер Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.