Крупным российским киностудиям грозит серьезный кризис, сказал в пятницу на пресс-конференции директор киностудии "Мосфильм" Карен Шахназаров.
"Кинематограф тотально переходит на "цифру", а это ставит вопрос о судьбе больших студий, которые строились в 30-40-е годы ХХ века под пленочное кино, которое снималось в больших павильонах, с декорациями и выставленным светом. "Цифре" это не нужно", - сказал Шахназаров.
Он пояснил, что цифровой монтаж можно сделать на обычном компьютере, и для того, чтобы смонтировать и озвучить цифровой фильм, большие студии не нужны, достаточно обычной комнаты.
- Шахназаров предложил спасти "Ленфильм", передав ему всю его фильмотеку
По его словам, кризис крупных студий уже вовсю развивается на Западе, например, многие крупные европейские студии, в том числе и итальянская Cinecitta, находятся на грани закрытия.
"Мосфильм" пока решает эту проблему за счет привлечения телевизионных проектов, которым как раз и нужны павильоны.
"Сегодня 70% всего, что делает "Мосфильм", связано с телевидением, а кинопроектов мало. В основном, декорации и павильоны нужны под исторические фильмы, которых в России снимается крайне мало. Вот сейчас мы строим декорации для нового фильма Никиты Михалкова (Михалков снимает новый проект по двум рассказам Ивана Бунина)", - сказал директор "Мосфильма".
Шахназаров признался, что он не видит перспектив развития больших студий.
"Мы не понимаем, к чему это может привести. Когда я слышу бесконечные разговоры о строительстве Болливудов в России, для меня это странно, большие студии всего мира находятся в тяжелейшем кризисе", - отметил он.
Шахназаров предположил, что при переходе кино на "тотальную цифру", скорее всего, уйдет система Dolby, а перезапись и монтаж сильно сократятся. Кроме того, кинолаборатория, которая работала с пленочным кино, приносит все меньше и меньше денег (тогда как раньше лаборатория была одним из основных источников дохода киностудии), и он не исключает, что она через год-полтора просто закроется.
"Предугадать последствия сложно, надо пережить собственную смерть", - заявил он.
Тем не менее, по словам Шахназарова, "Мосфильм" остается доходной студией - ее ежегодная прибыль составляет порядка 300 миллионов рублей, при том что студия ни копейки не берет от государства.
На сегодняшний день доход "Мосфильму" приносят постпродакшин, коллекция костюмов, сдаваемых в аренду, экскурсии по студии, кинолаборатория и, конечно же, фильмотека.
Шахназаров предложил спасти "Ленфильм", передав ему всю его фильмотеку
Вернуть студии "Ленфильм" библиотеку фильмов предложил директор киностудии "Мосфильм" Карен Шахназаров, об этом он сказал в пятницу на пресс-конференции.
"С "Ленфильмом" очень сложная ситуация, они пошли по пути акционирования и потеряли свой фильмофонд. Я бы предложил им вернуть фильмотеку и дать возможность за счет продажи прав на показы фильмов модернизировать студию", - пояснил Шахназаров.
По его словам, "Ленфильм" упустил время, так как, помимо тяжелого состояния самой студии, в Санкт-Петербурге у нее появились мощные конкуренты в виде частных студий, например, компании "Нева", которая занимается пост-продакшном.
"Мне непонятно, какую они нишу займут и откуда возьмут деньги", - уточнил он.
Сейчас киностудия "Ленфильм", в отличие от прибыльного "Мосфильма", находится на грани разорения. К решению этого вопроса активно подключилось Минкультуры: министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал, что 11 сентября будут заслушаны три концепции развития студии - Общественного совета, Совета директоров и "АФК-Система". По его словам, "АФК-Система" предлагает серьезные структурные изменения "Ленфильма" и активное использование имущества студии. Концепции Совета директоров и Общественного совета, как сказал Мединский, во многом схожи, поскольку нацелены на сохранение нынешней структуры "Ленфильма" и использование заемных средств, не государственных субсидий, а именно кредитования, для развития студии.