В Россию из США привезли выставку старинных цветных фотографий, сделанных российским изобретателем и ученым Сергеем Прокудиным-Горским. Впервые показанная в Русском музее в честь 300-летия Санкт-Петербурга, экспозиция входила в официальную программу посещений культурных мероприятий президентов России и США на юбилейных торжествах, а теперь развернута в Государственном музее архитектуры.
Впервые российскому зрителю стала доступна коллекция архивных снимков из собрания Библиотеки Конгресса США, сделанных незадолго до Первой мировой войны. Проект "Чудеса фотографии" называется так же, как показанная в марте 1918 года в Зимнем дворце и названная самим Сергеем Прокудиным-Горским выставка.
Пионер цветной фотографии из Петербурга, ученик Менделеева был выпускником Технологического института, учился живописи в Императорской академии художеств, а также в Берлине и Париже. В 1906 году он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и награду в Ницце за достижения в цветной фотографии. Вскоре после этого Прокудин-Горский задумал применить потенциал цветной фотографии в систематическом фотообзоре жизни страны.
С этим планом в 1908 году Прокудин-Горский обратился к Николаю II, объяснив царю принципы устройства особой фотокамеры, способной трижды в быстром темпе экспонировать одну продолговатую пластинку через светофильтры разного цвета. Проектор прокудинской конструкции сводил три изображения воедино, и на экране возникал полноцветный кадр.
Но главную задачу изобретатель ставил просветительскую: с помощью "оптических цветных проекций" рассказать российским школьникам об истории и культуре страны, приобщить их к техническому прогрессу. В многочисленных лекциях, которые он читал по всей стране, фотографу помогал "волшебный фонарь" с тремя цветными линзами.
План заинтересовал императора, и он дал свое согласие. В 1909-12 годах Прокудин-Горский объездил 11 регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне с темной комнатой-лабораторией, который предоставило министерство путей сообщения, и имея мандат на доступ в секретные зоны и содействие со стороны чиновников.
Первыми объектами съемки стали Мариинский канал и заводы Урала, и уже в марте 1910 года император увидел результаты трудов фотографа. Затем Прокудин отправился на Волгу, далее - в Туркестан и Афганистан, а к столетию победы в Отечественной войне 1812 года зафиксировал памятные места, связанные с наполеоновской кампанией в России.
Последние маршруты вели на Камско-Тобольский водный путь и Оку. В 1912 году фотограф остался без поддержки властей, но в годы Первой мировой войны она возобновилась - Прокудину было поручено отснять Мурманскую железную дорогу.
Планы ученого разрушила революция - летом 1918 года он был вынужден отправиться в эмиграцию. Через Норвегию ондобрался до Англии, где в 1922 году получил патент на "фотоаппарат для цветной кинематографии". Позже переехал во Франции. Ученый умер в Париже вскоре после освобождения города от гитлеровской оккупации. А в 1948 году сыновья Прокудина продали Библиотеке Конгресса США его архив - фотоальбомы и негативы на больших стеклянных пластинах.
Ныне 1900 уникальных тройных цветоделенных негативов хранятся в США. В 1980 году там наконец приступили к публикации наследия мастера: в Нью-Йорке был издан альбом его цветных фоторабот.
Первая выставка избранных снимков прошла в 1986 году в Библиотеке Конгресса США. А два года назад в разных городах Америки показали серию цветных фотографий Прокудина - благодаря новейшей технологии цифровой хроматографии со старых диапозитивов сделали отпечатки.
Цветные снимки начала XX века реанимировал Вальтер Франкхаузер, сумевший сложить три монохромные "картинки" в одну полихромную. С помощью сканирования при очень высоком разрешении подлинные авторские диапозитивы превратили в компьютерные файлы - красный, зеленый и синий, по системе Прокудина. Потом их совместили, цифровым методом "нанизав" друг на друга, и откорректировали файл, с которого можно было печатать фотографию.
Изобретатель цветной фотографии снимал железные дороги и корабли, заводские цеха и мосты, православные храмы, украшенные фресками, мечети и медресе, амбары и поместья, села Средней России, горного Кавказа и станы кочевников Азии, правителей и обычных людей, хлопковые поля и чайные плантации.
Экспонаты в залах МУАР делятся по темам: "Архитектура", "Этническое разнообразие", "Транспорт", "Люди за работой". Есть на выставке и автопортрет Прокудина, присевшего на камне у горного ручья, передает РИА 'Новости'.