В нью-йоркском музее "Метрополитен" проходит крупнейшая выставка произведений голландских художников так называемой дельфтской школы. Среди представленных работ 15 полотен одного из самых выдающихся мастеров XVII века Яна Вермейера.
Нью-йоркцам крупно повезло - не многие музеи могут похвастать большим собранием картин Вермейера. Экспозиция даже одного полотна этого художника может стать событием в культурной жизни любой столицы. А в нью-йоркском "Метрополитен" публика может увидеть сразу 90 работ малых голландцев, представителей дельфтской школы, и среди них - 15 работ Яна Вермейера. Главные герои художника - обыкновенные люди, почтенные главы семейств и служанки, обитатели тихих комнат, пронизанных ровным солнечным светом. Даже на городских улицах у Вермейера царит покой и тишина. "Изобразительное мастерство Вермейера необычайно, - говорит куратор выставки Вальтер Лидке. - Он великолепно выписывает детали, передает фактуру поверхности. Картина "Улочка" - блестящий тому пример. Когда на нее глядишь, кажется, можно пощупать эту кирпичную кладку, дерево оконных рам, и в то же время есть общее ощущение только что прошедшего дождя, как у импрессионистов".
Появление в Дельфте в XVII веке целой плеяды выдающихся живописцев во многом обязано, как ни странно, бурному развитию торговли. Художники продавали свои картины и держали магазины, а преуспевающие торговцы увлекались живописью.
"Для Голландии это был период экономического расцвета, страна торговала с заграницей, не воевала, - рассказывает Вальтер Лидке. - Я думаю, у людей была возможность обратиться к тому, что составляет повседневную жизнь: семья, брак, бытовые отношения, мода, а не думать, скажем, об ужасах войны и о собственном спасении".