В Москве открылась сенсационная выставка "Шедевры подделки". Коллекционер, основатель "Дома иконы", бывший топ-менеджер "Транснефти" Игорь Возяков представил на ней произведения крупнейших русских художников середины XIX-начала ХХ века, оказавшиеся фальшивками, сообщает телеканал "Дождь".
Возяков начал собирать картины в середине 1990-х, заработав свои первые большие деньги в "Транснефти". Он собрал большую коллекцию русского искусства конца XIX - начала XX века - 120 работ. Был у него и консультант - некий дилер, которому он доверял.
- Знаменитая картина XVII века оказалась шедевром великого фальсификатора
Сейчас он, уже много лет собирая иконы старых зарубежных мастеров, Возяков решил продать на аукционе свои шедевры, которые очень сильно должны были вырасти в цене - каждый год они растут на 15%. Эти вещи покупались в том числе и как инвестиции - рынок искусства пережил настоящим бум за это время.
Перед продажей он решил провести повторную атрибуцию, как это принято. Из 15 оставшихся к тому моменту работ девять оказались подделками. Но образцовыми подделками. Например, картина "Чесменский бой" Айвазовского с хорошим провенансом (историей владения) - якобы великий князь, который был на открытии, по-моему, чуть ли не Пажеского корпуса, где висит эта вещь, увидев картину, сказал Айвазовскому: "Прекрасная штука! Нельзя ли мне точно такую же, немножко в другом ракурсе?". "Фантастический провенанс для картины. Отправили на атрибуцию - фальшак, но сделанный еще при жизни самого Айвазовского. То есть это минимум 2 миллиона "до свидания", - рассказывает культурный обозреватель телеканала Анна Монгайт.
Самое интересное в этой истории - что на каждую фальшивую картину во время покупки Возякову были предоставлены экспертизы Третьяковской галереи. И это является самым интересным на выставке - возле каждой картины висит экспертиза с именами экспертов. Причем возле некоторых картин - две противоречащие друг другу экспертизы одних и тех же экспертов. Например, в первой экспертизе написано - "Идеальная работа. Музей. Покупайте", на второй - через 15 лет - "Ужасно, фальшак". Обе экспертизы подписаны именами "Гладкова и Чурак", Чурак заведует отделом "Передвижников" в Третьяковке.
Причем, подать в суд на экспертов невозможно - они не несут никакой ответственности. Поэтому у Третьяковской галереи и других музеев государство отобрало право давать экспертизу частным коллекционерам. Правда, сразу же, напротив Третьяковской галереи, появилась организация "Третьяков", в которой все те же сотрудники музеев работают как независимые эксперты, отмечает телеканал.