Известный российский писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) заявил, что российская власть из-за своей "тупости и недальновидности" отказалась от мирного перехода к более демократической форме правления - эта "повестка дня" закончена.
"Власть это не поняла. Сейчас она себя такой возможности лишила. У Владимира Путина выбора уже нет. Он в любом случае закончит плохо. Это будет или дворцовый переворот, или социальный взрыв. Когда система отказывается от выборов, она не оставляет народу выбора", - сказал Акунин в интервью Deutsche Welle.
Писатель, прочитавший на ежегодной германо-российской конференции "Потсдамские встречи" отрывок из своей книги "Черный город", действие которой происходит в канун Первой мировой войны, считает, что нынешняя ситуация в России чрезвычайно похожа на период между революциями 100 лет назад.
"Наступление реакции, возвращение в архаику, ожесточение нравов, демонизация оппонентов. Все это мы наблюдаем и в сегодняшней России, но по счастью (не хотелось бы сглазить) на очень сниженном и смягченном уровне. Сейчас мы наблюдаем взрыв ура-патриотизма, который очень похож на взрыв ура-патриотизма, охвативший Россию в канун Первой мировой войны, но думаю, что и вторая революция долго ждать себя не заставит", - сказал Акунин.
Писатель подтвердил свой прежний тезис о том, что действующая система власти в России долго не продержится и страна придет к демократии, отметив, что основывается на знании истории: "Автократический режим архаичен и неэффективен. Этот режим просто не может долго управлять такой большой и сложной страной. Он экономически и организационно неэффективен. В XXI веке невозможно руководить Россией с помощью ручного управления, осуществляемого одним человеком, без механизма общественного контроля, сдерживания и распределения властей. Это все закончится банкротством, прежде всего, экономическим".
При этом он отметил, что нет противоречия в российских традициях сильного государства и перехода к демократии: "Мы знаем немало примеров стран с традициями очень сильного государства, которые впоследствии, в результате эволюции, стали управляться иначе. Например, Япония, Германия. Мне кажется, что в России сильное государство, безусловно, необходимо, во всяком случае, в переходный период. Но оно не обязательно должно быть жестко централизованным, в нем должны быть не поверхностные, а сущностные приметы настоящего федерализма. Кроме того, для России, где очень укоренены традиции произвола власти и коррупции, очень важны демократические институты, контроль со стороны депутатов, со стороны пускай не независимых, но хотя бы разнозависимых средств массовой информации. И конечно же, невозможно жить в стране, в которой нет независимого суда".
По мнению Акунина, в России Майдан не происходит потому, что люди живут в целом обеспеченнее, чем на Украине. И до тех пор, пока так оно и есть, миллионы на улицу выходить не будут. В Москве люди выходили на улицу "не по экономическим причинам, а по этическим, эстетическим", но "никакое эстетическое движение в политическом смысле особенно сильным стать не может".
Напомним, в начале марта Акунин написал в своем блоге, что в России произошел "переход от плутократической автократии к полицейскому государству и диктатуре", и призвал российскую оппозицию отказаться от протестных акций "до тех пор, пока на улицы не окажутся готовы выйти сотни тысяч".
В своем обращении Акунин подчеркнул, что временный отказ от уличных акций протеста "вовсе не означает прекращения борьбы с коррумпированным режимом". "Просто нужно быть умнее его", - написал он. "И самое главное правило: будем мужественными. Настают трудные времена, и нужно не потерять себя. А в заключение скажу, что мрак вряд ли будет долгим. Хотелось бы только, чтоб заря не оказалась кровавой", - говорилось в обращении Акунина.
Антиукраинских настроений в России нет, только политическая риторика
Он полагает, что настоящих антиукраинских настроений в России нет, есть только политическая риторика, вызванная тем, что Киев выходит из сферы политического влияния Кремля, который мыслит категориями XX века, когда прямому политическому влиянию придавалось гипертрофированное значение. "Сейчас гораздо важнее влияние экономическое и культурное. Они этого не понимают, в этом их проблема", - отметил писатель.
Новые украинские власти Акунин предостерег: "Я считаю, что Майдан - это антикоррупционная революция. Если новая власть окажется такой же коррумпированной, ничего хорошего не выйдет. Новая власть должна вести себя безупречно".