kinopoisk.ru

Кандидатом на "Оскара" за лучший иностранный фильм от России будет вторая часть дилогии Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2", "Цитадель", которая вышла в прокат 5 мая, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на члена Российской Оскаровской комиссии киноведа Кирилла Разлогова. Между тем, в российском оскаровском комитете возникли разногласия и решение может быть пересмотрено.

Как рассказал Разлогов, на сегодняшнем заседании российского оскаровского комитета, куда входят Владимир Меньшов, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Кирилл Разлогов и Карен Шахназаров, обсуждалось три картины - "Цитадель", блестяще дебютировавшая в Канне "Елена" Андрея Звягинцева и получивший в Венеции "Золотого льва" "Фауст" Александра Сокурова. "Большинством голосов проголосовали за фильм Михалкова", - подытожил киновед.

- Решение может быть пересмотрено - Меньшов отказался подписывать протокол
- Отсеянные кандидаты - гран-при Венецианского и спецприз Канн

В "Цитадели" легендарный комдив Сергей Котов, которого играет сам режиссер, возвращается в тот самый дом в поселке ХЛАМ (поселок художников, литераторов, актеров, музыкантов), где он в начале самой первой картины счастливо жил с женой Марусей, дочкой Надей и другими членами большой семьи, и борется за восстановление собственной чести.

Самые первые "Утомленные солнцем", вышедшие в 1994 году, удостоились каннского гран-при и "Оскара" за лучший иностранный фильм.

"Цитадель" была скептически воспринята критикой и поставила провальный рекорд, собрав в первые выходные в 5 раз меньше первой части дилогии - "Предстояния".

Перед премьерой фильма Михалков убеждал зрителей через свой видеоблог, что эта картина им нужна. "Убежден совершенно, что огромное количество людей, которые не поняли того фильма ("Предстояние"), или не видели, или приняли его в штыки, у них уйдет много вопросов, когда они увидят это", - заверил режиссер.

После провала в прокате режиссер заявил, что "Цитадель" и "Предстояние" - это "долгоиграющие проекты" и такое кино надо непременно снимать, даже если оно не принесет материальной выгоды.

Напомним, что в прошлом году Никита Михалков отозвал первую часть своей дилогии "Предстояние" с голосования российского оскаровского комитета, поскольку, по его мнению, судить о фильме можно лишь в целом.

"Предстояние" показывали в Канне, однако там успеха фильм тоже не имел. Сам режиссер уверен, что это кино - новый взгляд на Великую Отечественную войну, который необычен, раздражает, но скрывает под собой огромный пласт будущего нашего кинематографа.

Тогда, в 2010 году, на "Оскар" от России был выдвинут "Край" Алексея Учителя. В финал оскаровской гонки он не вышел, зато попал в шорт-лист престижной премии "Золотой глобус".

Решение может быть пересмотрено - Меньшов отказался подписывать протокол

По данным газеты "Известия", за фильм Михалкова проголосовали пять из восьми присутствовавших на заседании членов комитета и решение еще может быть пересмотрено.

Председатель комитета Владимир Меньшов отказался комментировать выдвижение "Цитадели", сказав, что ему необходимо время для более четкого понимания происходящего и формулирования своей позиции. Однако, по кулуарной информации по состоянию на 21:00, он отказывается подписывать протокол сегодняшнего заседания, и требует физического присутствия всех членов комитета при голосовании - а не передачи некоторыми из них доверенностей, как это было сегодня вечером. Впрочем, осуществить это будет достаточно сложно: срок подачи заявки от страны истекает 1 октября.

Свои национальные оскаровские комитеты есть фактически в каждой стране, где снимают кино. Российский неоднократно переформировывался, сейчас он является частью академии "Золотой орел", и в состав его, помимо Меньшова, входят: Глеб Панфилов, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Карен Шахназаров Эдуард Артемьев, Сергей Лазарук, Клим Лаврентьев, Лев Аннинский, Людмила Савельева, Кирилл Разлогов, Николай Лебедев.

Если предположить, что членами комитета должны становиться режиссеры, либо уже получившие "Оскар", либо попадавшие в номинацию, тут явно не хватает двух имен, отмечает газета. Это Павел Чухрай, попадавший в шорт-лист с фильмом "Вор", и Сергей Бодров-старший, который номинировался дважды: за "Кавказский пленник" и за "Монгол".

Отсеянные кандидаты - гран-при Венецианского и спецприз Канн

Фильм Александра Сокурова "Фауст" получил главный приз Венецианского кинофестиваля. Глава жюри Даррен Аронофски, вручая приз, сказал, что "Фауст" из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый. В основу фильма положена первая часть поэмы Гете, сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, Мефистофеля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой.

Сам Сокуров заявил, что, к сожалению, не может считать себя в полной мере российским режиссером. "Я работаю и за пределами России, возможностей много, и картины выходят, но что изменится в моем положении на родине? Есть мои фильмы, которые никогда не показывались в России. Я не уверен, что мы сможем показать "Фауста" в нашей стране", - сказал режиссер.

О проблемах Сокурова с российскими чиновниками напомнил в своем блоге известный литературовед, публицист, писатель и телеведущий Александр Архангельский: "Денег на завершение озвучания не хватало. Российский Фонд поддержки кинематографа в последнюю секунду дал часть запрошенной суммы - как было сказано, "наскребли по сусекам", причем на заседании экспертного совета заявка не прошла, оставили на усмотрение Совета Фонда. Причина: цель - поддержка крупных, индустриальных проектов, а это авторское кино".

Фильм "Елена" Андрея Звягинцева дебютировал в Каннах и получил там спецприз жюри в программе "Особый взгляд". Фильм оказался в числе претендентов на европейский "Оскар" - премию европейской киноакадемии, которая будет вручена в Берлине 3 декабря.

"Елена" приняла участие в Международном кинофестивале в Торонто (Toronto International Film Festival, TIFF), получила три приза на кинофестивале в ЮАР.