Народный артист РСФСР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Никита Михалков намерен построить на Оке культурно-просветительский кластер "Цитадель", который бы стал в противовес "Ельцин-центру" в Екатеринбурге сохранять самосознание молодежи и историю, не подогнанную под идеологические нужды. По мнению режиссера, для этого необходимы горнолыжные трассы, оформленные как арена боев Второй мировой войны.
"Внутри этого кластера будет очень серьезная, грамотная и очень понятная программа для детей и для юношества. Программа разъяснения, что такое была война в России. Войны в России - что такое была армия в России, почему был кодекс офицерской чести, почему мы всегда воевали с внешним врагом у себя на Родине, а когда переходили границу, мы освобождали других. Кто такой на самом деле был Иван Грозный, а его зверства - сравнимы ли с известными действиями Карла, что в это время происходило в Европе, Столыпин и либеральная идея и русский террор. И так далее", - рассказал Михалков в комментарии RNS.
По его мнению, "Цитадель" должна действовать в противовес "Ельцин-центру", где "происходит разрушение самосознания молодых ребят и детей". "В очень увлекательной форме, но когда показывают мультфильм из 10 минут, где все до Ельцина - мерзость, кровь, грязь, предательство и рабство, а жизнь в России началась с 90-х годов, это неправильно, я об этом много раз говорил. В конце концов, мой отец сказал: "Сегодня дети, завтра - народ", - раскритиковал поддержку либеральных ценностей екатеринбургским просветительским центром Никита Михалков.
"Для нас невероятно важно, чтобы этот разговор о том, где ты живешь, для пятилетнего-шестилетнего мальчика или девочки был ежедневным. Чтобы находясь там, они проходили определенный этап и постижение, где они жили. И историю, реальную историю своей страны - не подогнанную под идеологию сегодняшнего дня, а реальную", - заверил он.
По словам автора идеи, кластер "Цитадель" должен объединить горные лыжи, отдых, просветительскую программу и кино. "В тех местах, где я снимал и "Цитадель", и "Солнечный удар", и "Сибирского цирюльника", - это потрясающие места на Оке, где мы придумали сделать некий горнолыжный, условно говоря, курорт, но привязанный к фильму "Цитадель" и к образу войны", - рассказал режиссер.
Оформление культурно-просветительского кластера будет включать в себя места боев Второй мировой войны и бараки: "Условно говоря, если есть лыжные трассы, то они проложены как бы по полю боя. Они означены колючей проволокой, но из резины, там стоят сожженные танки, но тоже о них нельзя ушибиться. Стоят "ежи", и они тоже безопасны. Снаружи это очень такое неприглядное, и страшное, и угрожающее строение, а внутри это абсолютно хай-тек - СПА, бассейны, массажные залы и так далее, и так далее. А рядом киногород, кинодеревня, моя академия - мои актеры и мои режиссеры, которые там должны учиться и заниматься. И там же должны быть три натурные площадки, декорации - русский уездный город, русская деревня и, там, не знаю, бараки".
"Съемочные площадки, как на "Мосфильме" - многие годы водят детей на натурные площадки и снимается огромное количество картин, - только они перекрашивают фасады, вешают другие вывески - и вот вам, пожалуйста, любой уездный город, окраина Петербурга или Москвы. И в этих декорациях должны сниматься, работать ребята, но плюс к тому в этих декорациях мы можем предлагать и осуществлять, допустим, организацию праздника - дня рождения, свадьбы, корпоративов, не важно - в декорациях уездного города XIX века и в костюмах этого времени, по сценарию, который мы предлагаем. Мы их одеваем, гримируем, проводим праздник, а потом они получают диск со снятым фильмом об этом празднике. Каждые полгода декорации должны меняться", - пояснил Михалков.
Напомним, "Цитадель" - третья часть фильма "Утомленные солнцем", принесшего в 1994 году режиссеру "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке, Гран-при Каннского фестиваля и Госпремию РФ. В "Цитадель" было вложено 45 млн долларов, однако сборы составили только 1,5 млн долларов. Фильм вызвал негативную реакцию критиков, посчитавших, что герои оригинальной картины, как и было заявлено изначально, были убиты в 1937 году, а все последующее является их предсмертным бредом. Кроме того, "Цитадель" вызвала раскол российского оскаровского комитета. Его глава Владимир Меньшов отказался подписать протокол отборочной комиссии, посчитав решение выдвинуть произведение на премию "Оскар" несправедливым и бредовым, основанным на "личной власти" Михалкова.