В Петербург вернулась темпера Марка Шагала, эскиз к знаменитой картине "Над Витебском", передает "Коммерсант". У этой картины богатая криминальная история. 7 июня 2001 года она была украдена из Еврейского музея в Нью-Йорке с выставки "Марк Шагал. Ранние работы из русских коллекций". Выставку в Нью-Йорке формировал Русский музей.
"Над Витебском" - одна из самых известных работ художника
"Над Витебском" - одна из самых известных работа Марка Шагала, он рисовал ее с 1915 по 1918 год, и среди прочего она знаменита "авторским хулиганством": на заднем плане у забора на полотне художник нарисовал человека, справляющего естественные потребности. На выставке ранних работ Шагала она была представлена вместе с еще почти 50 другими картинами, нарисованными им с 1908 по 1920 год. Еврейскому музею их предоставила Третьяковская галерея, Государственный русский музей и некоторые провинциальные коллекции.
Почти на каждой из этих картин был изображен Витебск, где Шагал родился и долго жил. Сам художник однажды говорил, что у него нет "ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы. Это может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения".
Варианты этого произведения великого художника есть в Третьяковской галерее и в Нью-Йоркском музее современного искусства. Рисунок, датирующийся 1914 годом, был взят для экспозиции из собрания Надежды Симиной, находящегося в Русском музее на постоянном хранении. Госпожа Симина унаследовала свою превосходную коллекцию российского искусства начала ХХ века от знаменитого историка, профессора Петербургского университета Сигизмунда Валка. Стоимость работы эксперты оценивают в 1 млн. долларов.
Темперу украли после многолюдного коктейля в помещении музея
Кража обнаружилась утром 8 июня 2001 года. Накануне вечером в музее был прием для меценатов и прессы. Поиск по горячим следам результата не дал. Администрация музея объявила о премии в 25 тыс. долларов за помощь в поиске украденного рисунка.
Вскоре в музей пришло письмо от похитителя . Неизвестный потребовал за возврат работы... установления мира на Ближнем Востоке. Это беспрецедентный случай, когда похитители произведения искусства выдвигали политические требования. В мировой практике было нечто подобное: в 1994 году за возврат украденного полотна норвежского импрессиониста Эдварда Манча "Крик" борцы с абортами потребовали их запрета, но затем выяснилось, что активисты не имели никакого отношения к похищению.
Однако автор письма привел такие подробности о картине, что у руководства музея не осталось сомнений в его связи с похитителями. Послание было отправлено из Бронкса и подписано таинственной никому не известной организацией - Международным комитетом искусства и мира.
Похищенную картину случайно нашли почтальоны
А 13 января 2002 года работа Шагала обнаружилась на почтамте в городе Топека (штат Канзас). Этюд "Над Витебском" обнаружили сотрудники почтового отделения . Представитель ФБР заявил, что тщательно упакованная картина Шагала долгое время пролежала на почте в городе Сент-Пол в Миннесоте, поскольку посылка не могла быть доставлена адресату. Почтальоны не могли застать этого человека.
После прохождения определенного срока сотрудники почты по инструкции передали коробку в специальное отделение в Топеке, где вскрывают подобные отправления. Его служащие обратили внимание на то, что на обратной стороне картины имеются многочисленные отметки различных музеев, и сразу же обратились в ФБР.
Рисунок доставили в Нью-Йорк, где подлинность работы была установлена правнучкой художника окончательно. ФБР полагает, что похититель либо отчаялся в возможности разрешения ближневосточного конфликта, либо, что более вероятно, боялся обыска. На минувшей неделе многострадальную темперу наконец вернули в Русский музей.