Кинокритики и журналисты неоднозначно приняли фильм украинского режиссера Сергея Лозницы "Кроткая", вошедший в основной конкурс 70-го международного Каннского фестиваля, сообщает "Интерфакс". Картина снята на русском языке, в ее производстве принимали участие шесть стран - Украина, Россия, Франция, Германия, Литва и Нидерланды.
Мировая премьера фильма состоится на фестивале вечером в четверг, 25 мая. Накануне для критиков и прессы прошел предпремьерный показ. По свидетельству корреспондента "Интерфакса", присутствовавшего в зале, после окончания картины, которая длится 2,5 часа, послышались аплодисменты, которые были практически заглушены улюлюканьем и недовольными возгласами. Не все зрители досмотрели ленту до конца - некоторые стали покидать зал уже через полчаса после ее начала.
В основу фильма положена одноименная повесть Федора Достоевского, вкоторой рассказывается о ростовщике, который женился на молодой девушке.У Лозницы героиня получает назад посылку, которую отправляла мужу в тюрьму. После этого женщина отправляется туда, чтобы узнать о его судьбе.
Сергей Лозница, с начала 2000-х годов живущий в Германии, в вышедшем в среду в эфир на DW интервью дочери Бориса Немцова Жанне рассказал о своем новом фильме, а также о том, чем, по его мнению, отличаются протесты в России и на Украине.
По словам режиссера, "Кроткая" - фильм о судьбе женщины. "Действие перенесено в наши дни. Это даже не весьма вольная интерпретация, это вообще очень далеко от Достоевского, но это "Кроткая", - пояснил Лозница. Он отметил, что, когда писал сценарий, "герои, которые начали выскакивать, сами по себе возникать из этого темного угла, поменяли все: весь ход действия и развязку".
"Я хотел сделать фильм, в котором героиня в конце совершает поступок, который мы от нее не ожидаем, но оказалось, что в этом пространстве это сделать сложно", - признался создатель картины.
Отвечая на вопрос, почему он перенес действие фильма в наши дни, Лозница сказал: "Я ничего никуда не переносил, ведь тема - она же не меняется со временем, как и российские реалии. Они тоже не меняются со временем". Он пояснил, что под российскими реалиями он имеет в виду "отсутствие закона, отсутствие личности, неуважение к человеку". "Собственно, это же никогда не исчезало", - добавил режиссер.
Сергей Лозница также объяснил, почему, по его мнению, Майдан был неизбежен. "Выхода, кроме Майдана, из сложившегося положения вещей не было", - прокомментировал режиссер ситуацию в бывших республиках СССР после развала страны.
Российские протесты Лозница считает несерьезными. О митингах против коррупции 26 марта он сказал так: "Я вижу, что стоят мужики на Пушкинской площади, и какие-то оболтусы, одетые в военную форму, с дубинками, вот эти вот космонавты, хватают бабушку и тащат куда-то в автозак жестоким образом, а вокруг бегают только фотографы! Ни один человек не подходит и не протестует, не говорит: "Что вы делаете? Так нельзя!"
"Так вообще быть не должно в мире! Это демонстрация для всех того, что так можно, так нужно. И это показывают, это репродуцируют и прививают отсутствие всего человеческого. Это расчеловечивание, которое было в советское время, которое продолжает существовать сейчас", - убежден режиссер.
Сергей Лозница - украинский режиссер документального и игрового кино, обладатель многочисленных кинопризов. В частности, в 2001 году на кинофестивале в Каннах он получил первый приз в конкурсе Cinéfondation за фильм "Портрет". За картину "Блокада" ему была вручена награда Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер" в Москве и премия "Ника".
На XXI фестивале "Кинотавр" (2010 год) фильм "Счастье мое" Лозницы получил приз за лучшую режиссуру, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ "Белый слон". За фильм "В тумане" (2012) его наградили премией Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ в Каннах.
В 2015 году Лозница получил Гран-при 9-го международного фестиваля фильмов о правах человека в Нюрнберге (Германия) за документальный фильм "Майдан".
В этом году в основном конкурсе на Каннском фестивале также представлены фильмы Андрея Звягинцева "Нелюбовь", Софии Копполы "Роковое искушение", Йоргоса Лантимоса "Убийство священного оленя", Франсуа Озона "Двуличный любовник", драма Михаэля Ханеке "Хэппи энд", фильм Мишеля Хазанавичуса "Молодой Годар", картина Жака Дуайона "Роден" и другие. Победители 70-го Каннского кинофестиваля будут объявлены 28 мая.