Выставка самого дорогого и неоднозначно воспринимаемого современного скульптора Джеффа Кунса открылась на крыше музея Метрополитен в Нью-Йорке. На площадке летнего сада музея, откуда открывается вид на Центральный парк и небоскребы Манхэттена, впервые выставлены для публики три его работы - "Надувная собака", "Священное сердце" (красное и золотое) и "Альбом для раскрашивания, сообщает РИА "Новости".
Две первые работы представлены из коллекции Стивена и Александры Коэн, третья - фондом Louiss Vuitton. Все они - из серии "Праздники".
В прошлом году работа Кунса "Висящее сердце", названное "универсальным символом любви", было продано на торгах аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке за 24 миллиона долларов, возведя 53-летнего скульптора-концептуалиста на ценовую вершину современного арт-рынка.
Кунса называют не только художником, но и шоуменом. Его собственный эпатажный имидж упрочился во многом благодаря краткосрочному браку с итальянской порно-звездой и парламентарием Чиччолиной. Возможно, благодаря ей эротическое восприятие реальности легло в основу многих его инсталляций.
Абстрактная прозрачная композиция "Альбом для раскрашивания" создана из фаллических образов, живописно упирающихся в небосвод над Манхэттеном. Без искусствоведов трудно догадаться, что, по замыслу художника, это является аллегорическим "прочтением" образа поросенка Пятачка из детской истории про Винни Пуха. Публика может мысленно раскрасить "веселую картинку", а присмотревшись, увидеть в Пятачке и собственное изображение - материал имеет зеркальную поверхность.
Представители торгового дома Sotheby's всегда анонсируют его работы как "пропитанные эротикой", идет ли речь о таких скульптурах, как "Висящее сердце", "Голубой бриллиант", или, как выяснилось, изображения персонажей из детских книжек.
"Его работы по-современному осмысляют сексуальность и страсть, расу и пол, так же, как славу, коммерцию и СМИ. Выбранные им предметы и изображения мощно отражают влияние социальной среды, власти, материализма и потребительства на современное искусство", - считают искусствоведы музея Метрополитен.
"Священное сердце" художника, которого критики назвали "королем китча", напоминает подарок в блестящей целлофановой обертке. Многотонная скульптура производит впечатление невесомой, а хромированный металл настолько кажется тонкой бумагой, что многие посетители норовят проверить экспонат на ощупь. Предупреждение "Руками не трогать!" и бдительная охрана не останавливают самых неискушенных ценителей прекрасного.
Более удачного места для "Священного сердца", чем открытая площадка на крыше музея, трудно подобрать - в сверкающих пурпурных сферических стенках сердца отражается горизонт Манхэттена, сам по себе являющийся завораживающим зрелищем.
"Сердце" явно обладает самой притягательной силой на этой выставке трех скульптур. "Надувная собака" - аналог уже известных хромированных скульптур, имитирующих забавные игрушечные фигурки, слегка ему уступает.
Работы концептуалиста Кунса - квинтэссенция американской массовой культуры. Успешный художник, некогда начинавший в Музее современного искусства мелким клерком, перенял эстафету у "отца поп-арта" Энди Уорхолла, возведя эстетику быта в гигантский масштаб своих скульптур.
"С широко открытыми глазами, впитывая буквально все в американской культуре, он ищет вдохновение в современном мире потребления, используя буквально все - от рекламы и пылесоса до героев мультфильмов, сувениров и пластиковых игрушек", - говорится в брошюре, выпущенной музеем Метрополитен специально к выставке.