Бывший художественный руководитель Пермского театра оперы и балета дирижер-постановщик Теодор Курентзис опубликовал открытое письмо о своем уходе с поста, в котором обвинил региональные власти в непонимании. О том, что Курентзис покидает должность, которую занимал с 2011 года, стало известно еще на прошлой неделе, но дирижер только сейчас лично прокомментировал это решение.
Полный текст письма приводит "Эхо Перми". "Когда впервые приехал в Пермь, я думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе. Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками, хотел дать стимул талантливым людям остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие", - отмечает Курентзис.
"Я так и не знаю, поняли ли наши любимые зрители то, что мы хотели сказать. И я не уверен, что мы будем способны когда-нибудь объяснить им и себе, к чему эта бешеная жажда прекрасного. И власть, естественно, ничего не поняла. Естественно. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти - не понимать", - с горечью констатировал дирижер.
Он поблагодарил их своих коллег: хореографа и главного балетмейстера Пермского театра Алексея Мирошниченко, исполнительного директора театра Андрея Борисова, дирижера Артема Абашева, солистов, оркестрантов, хористов, танцоров, а также вице-президента ОАО "Лукойл" Андрея Кузяева, поддержавшего театр, и бывшего замдиректора театра Галину Полушкину, "которая тратила все свои деньги на утопические постановки пермской мечты".
В заключение музыкант иронически поблагодарил администрацию Пермского края, "потому что без их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости, я никогда не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай".
21 июня стало известно о решении Курентзиса с сентября прекратить работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета и сосредоточиться на дальнейшем развитии оркестра и хора MusicAeterna. Мотивы его решения не уточнялись, однако было известно, что дирижер был против привлечения бизнесмена и театрального деятеля Владимира Кехмана к строительству новой сцены Пермского театра, которую не могут реализовать около четверти века.
Историческое здание театра не отвечает современным требованиям, а перестроить его нельзя. В 2010 году в конкурсе архитектурных работ победило бюро британского архитектора Дэвида Чипперфильда. Однако в крае менялось руководство, бюджет проекта сокращали, а затем решили и вовсе отказаться от него. С приходом в регион нынешнего губернатора к британскому проекту снова вернулись, но работы так и не начали.
Строительством театра заинтересовался Владимир Кехман, ставший худруком Новосибирского театра оперы и балета после скандала с оперой Рихарда Вагнера "Тангейзер". Одновременно он является художественным руководителем Михайловского театра в Петербурге. Кехман представил в правительстве Пермского края новый проект второй сцены, автор которого неизвестен.
Источники "Медузы" сообщали о негативном отношении Курентзиса к Кехману и его участию в создании новой сцены. По их мнению, дирижер является для губернатора Пермского края сложной и неподцензурной фигурой, тогда как Кехман может курировать строительство, лоббировать финансирование из федеральной казны и направлять творческую часть. Сам же Кехман, по некоторым данным, заинтересован идеей об объединении нескольких императорских театров под общим управлением.
В 2015 году Курентзис распространил открытое письмо в связи с событиями вокруг постановки оперы "Тангейзер", обвинив Минкульт РФ в некомпетентности и раскалывании общества. Годом ранее он обвинил в некомпетентности и пермских представителей Минкульта, которые сократили финансирование его театру и потребовали согласовывать с министерством репертуар театра и включить в постоянный репертуар все спектакли и даже концерты.