Счетная палата проверила деятельность Фонда поддержки кинематографии за 2010 год и обнаружила, что отечественные производственные компании не так добросовестно отнеслись к расходованию бюджетных средств, как хотелось бы проверяющим органам. Во-первых, половина выделенных денег не была использована вовсе, во-вторых, большой процент средств был истрачен не на съемки, а на иные цели, пишет газета "Известия".
В 2010 году фонду было выделено 2,86 млрд рублей из федерального бюджета. Средства впервые распределялись между лидерами отечественного кинопроизводства по схеме, созданной фондом и несколькими независимыми компаниями, в том числе Movie Research и "Невафильм". Таких компаний оказалось восемь (Кинокомпания "СТВ", Дирекция "Кино", "Студия "Тритэ", ЦПШ, "Арт Пикчерс студия", Продюсерская фирма Игоря Толстунова, ГК "Базелевс", "Рекун-синема"), каждая получила по 250 млн рублей c условием снять по две картины, они должны быть произведены за счет государства не более чем на 70%. Ежемесячно 5% дохода от проката должны были бы доставаться фонду.
Также фонд обязался помогать социально значимому кино, продюсерским компаниям - в общей сложности, согласно отчету Счетной палаты, в 2010 году было профинансировано 59 проектов.
Проверка выявила ряд нарушений. К примеру, многие организации, получившие госфинансирование, переводили средства со счетов в "ВТБ24", куда они поступали из бюджета, на счета других банков. Так, компания Тимура Бекмамбетова "ТаББак" перевела 210,99 млн рублей на расчетный счет в "Сбербанк", ЦПШ - 279,9 млн рублей (из полученных 280 млн) в филиал банка "Траст" и т.д. Это усложнило процесс контроля за расходованием этих средств.
Средства, полученные от государства, должны были быть потрачены только на производство, продюсирование или дистрибьюцию кинолент, оговоренных контрактом с фондом. Но Счетная палата обнаружила факты нецелевого расходования госбюджета. Ряд компаний средства не использовали вовсе. Остаток на конец 2010 года составил 1,162 млрд рублей.
В этой связи Счетная палата предлагает Фонду кино пересмотреть модель финансирования и ввести авансно-компенсационную систему, выдавая сразу только часть предусмотренной на реализацию проекта суммы, а затем, в соответствии с предоставленными отчетами, компенсировать потраченные на следующие этапы съемок деньги.