Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева заявила, что возмущена бесцеремонностью, с которой сменили руководство Академии русского балета имени Вагановой, выпускницей которой она является.
"Весомых причин для замены руководства не было, как не было и обсуждения ни с кем из лидеров балетной среды Петербурга. В любом случае ректором Вагановской академии должен быть человек, который имеет необходимое для этого образование. Также нельзя забывать, что школа - это прежде всего дети, и ее руководитель должен быть морально безупречен. Очень хочется верить, что это не конец великой школы", - цитирует балерину РИА "Новости", отмечая, что сейчас она репетирует в США новый проект "Грани" (On the Edge).
Балерина возмущена тем, каким образом произошла смена руководства Вагановской академии.
"Академия очень много значит для мира балета и для меня лично. Больно осознавать, что смена руководства нашей легендарной школы могла стать разменной монетой в чьих-то играх, не имеющих к Академии никакого отношения. Бесцеремонность, с которой сменили руководство школы, вызывает у меня возмущение. Думаю, что такие же чувства испытывают все, кто поддерживает традиции Вагановки, работая в школе или представляя ее на сцене ведущих театров, кто хранит привитую в школе любовь к балетному искусству в своем сердце", - заключила знаменитая балерина.
Диана Вишнева - российская балерина, народная артистка России. В 1995-м окончила Академию русского балета имени Вагановой. С 1996 года - в балетной труппе Мариинского театра. Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира. Лауреат множества премий, среди которых "Золотая Маска", Государственная премия РФ, "Бенуа де ла Данс".
Напомним, в начале недели стало известно, что исполняющим обязанности ректора Вагановской академии стал Николай Цискаридзе, а художественным руководителем - балерина Ульяна Лопаткина. В Академии сообщили, что экс-ректор Вера Дорофеева, которая занимала этот пост с 2004 года, согласилась поступить на работу в Михайловский театр, но не уточняется, на какую должность.
Сама Дорофеева на представлении Цискаридзе коллективу академии открыто заявила, что ее уход - условие отказа от амбициозного проекта руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева по объединению Академии балета и консерватории с театром.
Министр культуры Владимир Мединский попытался сгладить ситуацию, рассказав, что Дорофеева сама просилась на пенсию, ее контракт уже заканчивался, а Цискаридзе, который потерял работу в Большом театре, мог уехать из России, к тому же надо было "закрыть тему с объединением, которая была сильно персонифицирована". Однако выяснилось, что контракт у Дорофеевой заканчивался только в 2016 году, и она отметила, что "уходить на пенсию рановато". Правда, в академии говорят, что директор Михайловского театра Владимир Кехман предложил Дорофеевой поступить на работу к нему в театр, но на какую должность, пока не уточняется. "Можем сказать, что она откликнулась на его предложение", - прокомментировали в театре.
Сам Кехман также связал смену руководства Вагановки с планами Гергиева: "Решение Министерство культуры приняло потому, что есть якобы мнение одного нашего известного худрука, недовольного тем, какие балетные кадры поступают к нему в театр. Окей: Николай Максимович будет готовить новые кадры, сейчас посмотрим. Он так много раз говорил, что он хочет быть руководителем, теперь давайте посмотрим, как это будет происходить".
Гергиев заявил, что не собирался объединять Вагановку и консерваторию с театром
Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев заявил, что идея создания Национального центра искусств на базе Мариинского театра с присоединением к нему Вагановской академии, консерватории и института истории искусств на самом деле принадлежит не ему.
По его словам, в июле 2012 года он на встрече с президентом Владимиром Путиным выразил обеспокоенность будущим российской балетной традиции и предложил "как-то усовершенствовать форму отношений между Академией имени Вагановой и Мариинским театром".
"У нас нет страха, что эта школа погибнет или потеряет величие, но есть ощущение, что, может быть, не все делается для того, чтобы - как 20, 30, 40 лет назад - школа Вагановой оставалась лучшей или одной из лучших в мире. Решаются ли те задачи, которые стоят перед Мариинским театром и Вагановкой вместе? Вот вопрос, который должен был дискутироваться. То же самое относится к консерватории. Я публично предложил поднять планку как в Академии, так и в консерватории", - пояснил Гергиев, отметив, что обсуждал эту тему с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой.
"Сам я не говорил о создании Центра вообще ни с кем, и термин "Национальный центр" мне не принадлежит. Речь шла о потенциале, который есть у Мариинского театра, о том, что мы можем ежедневно помогать процессу творческой подготовки. У нас работают специалисты очень высокого класса, не воспользоваться их опытом глупо", - сказал он, предположив, что сама идея Центра принадлежит уже Минкульту.
"Это чисто юридическая казуистика, чтобы консерватория, Академия Вагановой, Мариинский театр и Институт искусств могли бы решать вопросы и проблемы вместе. Вот об этом надо говорить с руководителями, коллегами, педагогами, репетиторами", - считает Гергиев, сетуя на то, что "многие кинулись в это окошко попиариться", не разобравшись в сути вопроса.
По-поводу назначения Цискаридзе и Лопаткиной Гергиев заявил, что они "современные люди, способные реально оценивать ситуацию и видеть, какие меры необходимо предпринять".
Он полагает, что училищу необходим худсовет, с предложением о создании которого он обратился к легенде советского балета Ирине Колпаковой. "Мне очень не хотелось бы, чтобы ее бесценный огромный творческий и человеческий опыт помогал бы только американской балетной школе. А если мне кто-то скажет, что Колпаковой больше лет, чем Дорофеевой, так я отвечу, что Дорофеева никогда не была Колпаковой. И никогда уже ей не станет", - заметил Гергиев.
"Сегодня я не могу односложно ответить на вопрос, что будет представлять собой Академия через два - три года. Мне кажется, и Николай, и Ульяна должны рассматривать эту работу как дело своей жизни. Уверен, что Ульяна еще будет украшать наши спектакли. Она - балерина Мариинского театра, и я думаю, что ее приход в Академию в большей степени, чем когда-то приход в Академию Алтынай Асылмуратовой, сблизит эти два исторически связанных друг с другом творческих заведения. Желаю успеха им обоим и всей Академии", - сказал Гергиев.