МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Предложенные Российским союзом промышленников и предпринимателей поправки в Трудовой кодекс, которые фактически направлены на то, чтобы узаконить 60-часовую рабочую неделю, вызвали неоднозначную реакцию.
На первый взгляд, рабочая неделя, ограниченная 40 часами, выглядит несколько несовременной. По крайней мере в нынешней России, где с приходом капитализма многие стали работать гораздо больше, чем раньше. Да и в советские времена находились люди, совмещавшие две-три работы, чтобы зарабатывать чуть больше и жить немного лучше других.
Если бы предложение РСПП было принято, "трудоголикам", которые хотят больше работать и, соответственно, больше зарабатывать, можно было бы только порадоваться. Поскольку не нужно было бы искать "халтуру" на стороне, а получать дополнительные деньги по основному месту работы.
Про работодателей и говорить нечего - количество персонала можно было бы серьезно сократить (особенно за счет офисных работников), существенно сократив и издержки. Даже пропорциональное повышение зарплаты позволило бы сэкономить: меньшее количество работников можно поместить в меньшее по площади помещение. Да и на "орудиях производства" экономия могла бы выйти весомая.
И все же инициатива РСПП не вселяет оптимизма. Прежде всего потому, что довольно сложно найти работу, которой можно заниматься из года в год по 12 часов в день 5 дней в неделю без ущерба для здоровья. "Авралы" в конце квартала или года не в счет. Если же возможность увеличивать рабочую неделю до 60 часов будет дана работодателям "в исключительных случаях", исключение очень быстро может стать правилом.
Безработица (по крайней мере, официальная) в России относительно невелика - 6,6%, почти в полтора раза ниже, чем в США. Однако распределение количества безработных по регионам очень неравномерно. Если в Москве можно скорее говорить о нехватке рабочих рук, то в отдельных республиках Северного Кавказа она зашкаливает за 50%.
В случае, если работодатели получат возможность официально эксплуатировать работников по 12 часов в день 5 дней в неделю, труд в ряде регионов может превратиться в добровольно-принудительную каторгу, на которой люди будут работать, выбиваясь из сил и теряя здоровье, в страхе, что на их место могут взять кого-то более молодого и выносливого.
Впрочем и сами работодатели, если они заинтересованы в квалифицированных работниках, не будут вводить 12-часовой рабочий день, какой бы привлекательной ни казалась эта идея на первый взгляд. Поскольку человек просто физически не способен работать с полной отдачей 12 часов в день, а платить ему придется в полтора раза больше. Главным следствием введения 60-часовой рабочей недели станет, как это ни парадоксально, снижение и без того невысокой в России производительности труда - почасовая выработка (там, где о ней можно говорить) резко снизится.
Большинство экспертов склоняется к тому, что предложенные РСПП поправки в Трудовой кодекс, по крайней мере в этой части, не пройдут ни правительство, ни Думу. Это вовсе не значит, что у тех, кто хочет много работать и много зарабатывать, такой возможности не будет. Есть она, кстати говоря, и сейчас. Особенно у тех, кто "стоит по другую сторону баррикад" и занимается предпринимательской деятельностью.