ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
На прошедшей неделе на Международной конференции, организованной Высшей школой экономики, было много выступлений министров, "топовых" бизнесменов и иностранных гостей: все они широко цитировались средствами массовой информации. Между тем сами хозяева форума под руководством научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина подготовили очень интересный доклад о конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности, о котором в репортажах с конференции было сказано незаслуженно мало.
Между тем авторы доклада под треск бесконечных разговоров о модернизации попытку "пощупать", как на самом деле чувствует себя сектор экономики, на который по идее эта модернизация направлена.
Как известно, один из главных лозунгов модернизации, озвученный президентом: снять страну с сырьевой иглы и обеспечить технологический прорыв реального сектора. Оказалось, что действительность отечественной "обработки" далека от сладких мечтаний правительства. На долю обрабатывающих отраслей в России приходится менее 20% российского ВВП, что лишний раз подтверждает давно известную истину о том, что мы – сырьевая держава.
Но дело не только в цифрах: доклад ВШЭ доказывает, что российская обрабатывающая промышленность пока явно не тянет на роль лидера инновационного развития и если и движется вперед, то исключительно экстенсивно. Исследователи оценили динамику роста обрабатывающего сектора с 2005 по 2008 годы (не став для корректности выводов "заезжать" на кризисный 2009-й).
Выяснилось: производительность труда за это время выросла почти в 1,5 раза, рентабельность увеличилась с 16% до 18%, доля в ВВП сохранилась, несмотря на благоприятную конъюнктуру для сырьевых отраслей. Казалось бы, все неплохо? Но авторы доклада предупреждают от излишнего оптимизма: достаточно вспомнить, какой была за эти четыре года суммарная инфляция и сразу станет ясно, что в реальности производительность практически не увеличилась. А если присмотреться к росту рентабельности, то выясняется, что он достигнут главным образом за счет экспортирующих отраслей - химии и металлургии.
Главная беда обрабатывающих отраслей - очень слабая конкуренция. Авторы доклада на основании опросов отраслевых специалистов сделали вывод, что меньше половины предприятий сектора - точнее, лишь 40% - испытывают полноценную конкуренцию со стороны как российских, так и зарубежных товаропроизводителей. 30% - конкурируют исключительно внутри страны, а 20% - вообще не испытывают никакой конкуренции. Такое распределение ролей в условиях рынка является полным абсурдом. Проблема в том, что компании, живущие в тепличных условиях отсутствия конкуренции, никак не расположены к тому, чтобы выходить на острие инновационного обновления - хотя бы потому, что оно по определению является рисковым.
Кстати, цифры исследования вполне этот вывод подтверждают: авторы смогли выделить в своеобразную группу лидеров по конкурентоспособности лишь четверть из всех предприятий обработки - это те, кто смог обеспечить рост своей продукции в среднем на 23% в год. Остальные три четверти хозяйствующих объектов значительно отстали.
Еще раз посмотрим на цепочку цифр: на долю обработки приходится 18% ВВП, при этом из всех обрабатывающих предприятий лишь 40% испытывают полноценную конкуренцию, и лишь 25% способны показывать конкурентоспособные темпы роста. То есть, к инновационному развитию, по сути, готова лишь та часть реального сектора, на долю которой приходится 4-5% ВВП. Вот и весь потенциал российской модернизации.
Разумеется, как и всякий научный труд, данное исследование может быть подвергнуто критике, а выводы его поставлены под сомнение. Но вряд ли можно оспорить главное: российская обрабатывающая промышленность унаследовала худшие черты советской "обработки": та существовала сама для себя, и степень ее развития (за исключением некоторых "заповедников", типа ВПК) никак не соотносилась с тем, чего добились конкуренты в развитых странах мира. Российский реальный сектор, несмотря на гордое название рыночного, судя по всему, пока тоже варится в собственном соку и мало сориентирован на конкурентное инновационное развитие. Вопрос о том, как внедрять на этом каменистом поле ростки модернизации – остается открытым.
Свой вариант ответа на него дал глава компании "Роснано" Анатолий Чубайс, по инициативе которого руководители "Роснано", "Газпрома", "Роснефти" и "Интер-РАО" отправляются в США на встречу с представителями тамошних высокотехнологичных компаний. Стороны планируют рассмотреть совместные проекты в сферах энергоэффективности, энергобезопасности и биотехнологий. На своих инноваторов надежды мало!