МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Европейские экономисты предложили создать Европейский валютный фонд (ЕВФ) - аналог МВФ - для решения проблем членов Евросоюза, нуждающихся в финансовой помощи, вроде Греции или Португалии. Идею с восторгом приняла канцлер Германии Ангела Меркель, поддержали Франция и Еврокомиссия.
Энтузиазм Меркель понятен: Германии как самой мощной экономике Еврозоны активно навязывают роль финансового донора для евроаутсайдеров, не способных справиться с бюджетным дефицитом и растущим, подобно снежному кому, уровню госдолга.
Германия в лице канцлера и других чиновников высшего ранга от этой почетной роли активно отказывается, пытаясь найти хоть какой-то механизм, который позволил бы ей хотя бы частично разделить финансовое бремя вывода ЕС из кризиса, грозящего уже валютному союзу.
В некоторой степени это же относится и к другому "локомотиву" зоны евро - Франции. Французские официальные представители одобрили саму идею создания Европейского валютного фонда, оговорившись, что учреждение фонда потребует переработку действующих договоров. А это, по мнению Парижа, нежелательно.
Идея регионального антикризисного фонда не нова. В прошлом году свой "маленький МВФ" - Азиатский антикризисный фонд - создали страны Юго-Восточной Азии, есть что-то похожее на Ближнем Востоке. Даже Россия принимает участие в одном из подобного рода образований, согласившись профинансировать три четверти Антикризисного фонда ЕврАзЭс.
Одним словом, главный экономист Deutsche Bank Томас Майер и глава брюссельского Центра европейский политических исследований (CEPS) Даниэль Гросс, предложившие идею ЕВФ, никакой Америки не открыли.
Правда в Европе, с ее количеством бюрократических процедур и сложным механизмом принятия ключевых решений, подобного рода фонд может рождаться годами, и ко времени своего появления на свет может оказаться уже никому не нужным.
Даже Ангела Меркель признает, что сейчас любая финансовая поддержка внутри еврозоны заблокирована Маастрихтским договором, и для решения даже локальной греческой проблемы необходимо что-то менять.
И все же главный недостаток идеи ЕВФ, по крайней мере применительно к нынешним проблемам, вовсе не в техническом воплощении ЕВФ и не в бюрократической процедуре.
Если взглянуть на другие региональные антикризисные фонды, несложно заметить, что там присутствуют ключевые игроки в огромными накопленными золотовалютными резервами. И совсем незначительная часть этих резервов пошла на формирование фондов, призванных обеспечивать финансовую стабильность в регионе, вытаскивая мелких участников, размеры экономик которых несопоставимы с размерами доноров.
В Юго-Восточной Азии донорами служат Китай и Япония - страны, занимающие первое и второе место в мире по размерам своих резервов. В гораздо более мелком Антикризисном фонде ЕврАзЭс роль донора досталась России, для которой выделенные 7,5 миллиарда долларов - сумма скромная по сравнению с накопленными на 1 марта 436 миллиардами.
В Европе же на сегодняшний день потенциальных получателей денег ЕВФ гораздо больше, чем доноров. 20 из 27 стран Евросоюза имеют дефицит госбюджета выше 3% ВВП - предела, допустимого для 16 членов ЕС, перешедших на единую европейскую валюту и подписавших "Пакт стабильности" при переходе на евро. Даже Германия в этом году превысит лимит бюджетного дефицита.
А помощь, помимо Греции, в ближайшее время может потребоваться Португалии, Испании, Ирландии и даже Италии. Кто будет скидываться на фонд, призванный их всех спасти, неясно.
Сколько бы европейские экономисты и чиновники ни придумывали новых форм и механизмов, проблема повсеместных бюджетных дефицитов и растущих государственных долгов членов ЕС с их внедрением никуда не денется. Решить ее можно лишь при помощи эмиссии евро. В противном случае целостность Объединенной Европы действительно под угрозой.