МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Президента обидели. Доверенная ему страна смогла соответствовать степени его прогрессивности. Отсталая экономика, вороватые чиновники, ленивые предприниматели, безынициативное пьющее население, склонное к патернализму. А главное - эта страна никак не желает модернизироваться и позорит президента перед коллегами.
Это горькое чувство красной нитью проходит через программную статью Дмитрия Медведева, опубликованную на официальном сайте президента и в ряде электронных СМИ.
Медведев призывает к мобилизации общества, вспоминает Великую Отечественную войну: "народ, победивший жестокого и очень сильного врага в те далёкие дни, должен, обязан сегодня победить коррупцию и отсталость".
"Крик души" президента понять можно. Кризис вроде как закончился - даже "штатный пессимист" правительства министр финансов Алексей Кудрин, пусть и с оговорками, но это признает. А предъявить стране нечего. Все прошлогодние разговоры о том, что кризис для России - шанс, что страна выйдет из него более сильной, оказались самонадеянной болтовней.
Результаты говорят сами за себя: экономика страны обвалилась сильнее остальных - и "эпицентра кризиса" американской экономики, и "сырьевых" Австралии, Саудовской Аравии или Норвегии. Про Индию с Китаем и говорить нечего.
Любые сопоставления - что с развитыми странами, что с "восьмеркой", что с "двадцаткой", что с БРИК оказываются не в пользу России. Причем дело не только в сухих цифрах.
Если кто и воспользовался кризисом для мощной экспансии и укрепления собственного веса в мире, так это Китай. Став главным "локомотивом", который умудрился не только в разгар кризиса сохранить положительные темпы роста, но и за счет внутреннего спроса на сырье и готовую продукцию запустить процесс восстановления в мире, Китай стал главным "героем" последнего года.
Китай активно продвигает юань в качестве новой мировой валюты, которая используется в международной торговле. Являясь главным кредитором США, имеет возможность ставить свои условия и влиять на политику американских властей. Щедро кредитуя оказавшиеся в тяжелом положении страны и предлагая им масштабные совместные проекты, в которые готов вкладывать миллиарды долларов, Поднебесная обрастает союзниками и сателлитами. Причем не только в Азии, но и в Латинской Америке, в СНГ, Африке.
Российский президент считает, что ему досталось тяжелое наследие: "Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьём либо импортными товарами".
Видимо президенту так проще думать - на "тяжелое наследие", как и на "мировой кризис" списать можно многое. Но куда в таком случае девать победные реляции министров-либералов "экономического блока" (один из которых и по сей день является министром финансов и даже получил повышение - стал вице-премьером) середины этого десятилетия о том, что главным источником роста российской экономики является внутренний спрос?
Ладно министры: соврут - недорого возьмут. Но еще в благополучном 2005 году к аналогичным выводам пришел и Всемирный банк - рост российской экономики был обусловлен внутренним спросом.
Как-то это не стыкуется с сегодняшними оценками президента, который тогда уже ходил по коридорам власти и заканчивал разработку концепции "приоритетных нацпроектов", которую он же потом и реализовывал. Впрочем, может забыл человек - с кем не бывает.
Тем более, что после нацпроектов нынешнего президента зажгла другая идея - модернизации страны, которую он унаследовал от своего предшественника, создавшего волевым решением "локомотивы модернизации" - госкорпорации. Подробно о провале доктрины "авторитарной модернизации" уже писалось.
Не менее интересно, куда подевался "главный источник роста" российской экономики - внутренний спрос, который, повторюсь, стал одним из основных источников "китайского чуда". Об этом президенту неплохо бы спросить у собственного правительства, которое устроило "плавную девальвацию", параллельно вливая в госбанки сотни миллиардов рублей. Если банкиру говорят (и не какие-нибудь эксперты, а сам глава ЦБ), что доллар будет расти, можно не сомневаться, что банкир этих долларов накупит на все имеющиеся в наличии рубли, иначе он не банкир.
Выгодная экспортерам девальвация усугубила положение секторов, работавших на внутренний рынок и бравших до кризиса более дешевые валютные кредиты, отразилась на инфляции, ударила по реальным доходам населения.
Если добавить к этому повышение ставок Банком России и тот факт, что правительство потом еще в течение всего первого квартала никак не могло принять поправки к бюджету и "распечатать" Резервный фонд, остается только удивляться крепости российской экономики, которая умудрилась пережить кошмар последнего квартала прошлого года и первого квартала нынешнего.
Но президенту приятнее думать, что виной всему отсталая экономика, абстрактные вороватые чиновники, ленивые предприниматели и безынициативное пьющее население, склонное к патернализму.
Медведев остается только утешаться надеждой на то, что "В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций. Достаточно сильной для того, чтобы оказывать существенное влияние на выработку решений, имеющих глобальные последствия".
Действительно, за минувший с начала кризиса год страна стала гораздо менее активным и куда как менее уважаемым участником "всемирного содружества свободных наций", испортив отношения почти со всеми соседями, обманув ОПЕК, не справившись с ролью нового лидера, который мог помочь вытянуть мировую экономику из кризиса, но предпочел роль "прицепного вагона". Все лавры достались Китаю, и тяжелое наследие тут абсолютно не при чем.