ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Идея переустройства российского экономического уклада на новый инновационный лад, единожды запав в душу, уже не отпускает российское чиновничество. И, паче, главного идеолога и куратора отечественного "инновационного проекта" - первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, которому по долгу службы, гражданской совести и зову сердца приходится держать накал общественной дискуссии на эту тему на должном уровне.
Вот и на днях именно с этой целью - обсудить проблемы развития отечественных инноваций и пригласить представителей крупного российского бизнеса к участию в курируемом им амбициозном проекте сколковского иннограда - видный кремлевский чиновник отправился на заседание правления РСПП. Увы, полноценной дискуссии на этот раз, кажется, не получилось. Главным образом получился монолог Владислава Суркова, который, взяв слово, неожиданно обратил на собравшуюся аудиторию мощный поток критики - за исконную привычку добывать одно только сырье и менять его на всякие разные штуки за границей, отсутствие пассионарности и дерзости мысли.
Словом, за мещанское стремление заниматься одним только своим основным бизнесом и полное отсутствие желания (точнее, конкретных шагов) участвовать в строительстве России Инновационной. Естественно - ведь инновации требуют умственного напряжения, а для того, чтобы выкачивать нефть и продавать ее за рубеж, большого ума не нужно, пояснил чиновник, окончив свою эмоциональную тираду призывом: "Ну давайте уже изобретем сами что-то и удивим весь мир! Пусть они у нас покупают!"
Как сообщалось, против последнего тезиса у членов правления РСПП, в сущности, никаких возражений не возникло (действительно, пусть покупают!). Притом что с отдельными вводными кремлевского идеолога некоторые участники встречи вроде бы даже позволили себе поспорить: мол, нефть, есть такой грех, добываем, но и здесь без инноваций никуда (как без них на шельфе?) - их разрабатываем, внедряем и даже успешно экспортируем за рубеж. Что же до остального, то чего, собственно, вы от нас хотите? По сути это - главный вопрос, который, вероятно, не прозвучал в аудитории РСПП, но, кажется, витал в воздухе. Действительно, сегодня благодаря невиданной идеологической и пиар-поддержке национального "инновационного проекта" - сегодня в стране буквально каждый, включая младенцев, пенсионеров и кормящих матерей, знает, что без инноваций России - смерть.
Однако внятного, тем более юридического, определения, что же это все-таки такое, до сих пор не существует. Хотя на уровне интуиции вроде бы все понятно: инновации - это разработка и производство нового продукта (технологии, ноу-хау), которого до сих пор не существовало в природе и на рынке (в противовес также модной ныне "модернизации", которая предполагает усовершенствование того, что уже придумано и существует).
Но в данном случае четко зафиксированное определение инновации – немаловажный элемент всей конструкции. Помимо того, что в этом случае бизнесу уже не надо было бы терзаться вопросом, как угодить кремлевским идеологам (а может, давно уже производим?), "инновационные" компании, что гораздо важнее, получили бы возможность лучше просчитывать свои риски от участия в подобных, по определению высокорисковых, проектах.
В том числе, благодаря облегченному доступу к фондам венчурного финансирования (которые сегодня в России в основном стоят на государственных деньгах), инфраструктуре (тому же сколковскому иннограду), льготному налогообложению, госзаказу и т.п. Без этого ни один вменяемый (включая крупных российских) бизнесмен в подобную петлю по своей доброй воле не полезет, после чего, собственно, во всей истории можно ставить точку. Не случайно, в четверг председатель РСПП Александр Шохин (так сказать, по горячим следам) предложил государству четко определиться с критериями инновационности компаний и вообще инноваций.
И стоит ли говорить, что на этом перечень проблем, стоящих на пути создания в России инновационной экономики, далеко не исчерпывается. И здесь горящих глаз и неких усилий отдельно взятых олигархов явно недостаточно, а необходимо создание инновационной среды в самом широком смысле этого слова - условий, при которых быть инновационным было бы выгодно с точки зрения экономики, этики, статуса… и наоборот.
Решение этой задачи потребует нетривиальных ходов и действительно большого умственного напряжения. В том числе и со стороны кремлевских инновационных кураторов, которым стоит понимать, что простыми денежными вливаниями в отдельные красивые проекты (опять Сколково) и проникновенными призывами к бизнесу "присоединяться" сделать это не удастся.